: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Хёрт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард, Брэйди Корбет, Удо Кир, Джеймс Кэгнард.
"Свадебная вечеринка оборачивается катастрофой вселенского масштаба: обнаруживается, что на Землю надвигается планета под названием Меланхолия. С каждым часом она все ближе, и шансов на выживание у человечества все меньше…"
Человечество погубит меланхолия.
Человечество погубит меланхолия. Именно эта идея, на мой взгляд, положена в основу фильма. Но не стоит воспринимать её однозначно. Мне бы хотелось думать, что Триер снял фильм — предупреждение, но я понимаю, что это далеко от истины. Скорее это попытка перевернуть представление о конце света. Развенчать ужас смерти и представить конец света как освобождение от ужаса жизни. Ужас жизни больше ужаса смерти.
Замечу ещё один момент: событийная хроника фильма. Картина начинается с того, что нам показывают её конец. Т. е. мы видим конец как начало, как будто утверждается ещё раз идея смерти как освобождения. А носителем и доказательством этой идеи становится Джастин.
1.Меланхолия для Джастин — это что-то внутри неё самой (inside). Это то, что терзает её душу настолько, что заставляет её на наших глаза, за считанные часы, разрушить собственное благополучие: расстроить свадьбу, бросить работу (то, за что мы держимся и о чём мечтаем в нашей); и наконец, в какой-то момент, делает для неё мучительно трудным просто открыть глаза и приподнять ногу, чтобы перешагнуть через край ванны. И об этом часть 1.
Меланхолия для Клэр — это что-то снаружи, во внешнем мире (outside). Это болезнь её сестры, эта название планеты, приближение которой угрожает её семье, а главное жизни её ребёнка, тому, что для неё как матери и составляет саму её жизнь. И об этом часть 2. Однако, именно, во второй части гибнут обе сестры (если брать кадр, а не то, что осталось за ним, т. е. гибель всего человечества). И здесь в первую очередь интересно отношение обеих сестёр к своей смерти: эпизод в комнате, когда Клэр обсуждает с Джастин как будет «прилично» умереть. Здесь и полностью раскрываются личности сестёр, здесь мы видим их отношение к смерти, и здесь же
Джастин говорит о главном: ужас жизни больше ужаса смерти.2. Хочется отдельно поговорить о некоторых деталях. Отметить особенный, триеровский смех, который как нельзя лучше звучит именно на свадьбе Джастин. Меня не так интересуют эпизод с лимузином и, например, эмоциональным организатором, хотя я вижу в них значимую роль шуток, снимающих напряжение гнетущей атмосферы, которую создаёт вокруг себя невеста. Интересны «выходки» Джастин, которые вызывали смех у зала на протяжении всей первой части. Они, действительно, не могут не вызвать улыбку, но это смех «убивающий». И это со всей ясностью встаёт перед нами, когда свадьба заканчивается, и мы видим, как болезнь одолевает девушку. Видим и уже по-другому можем оценить её поступки, яснее представить себе, что же такое сидит внутри Джастин, что, буквально, против её воли заставляет её разрушать собственной счастье. И здесь важно пройти через этот смех, как через барьер, чтоб достичь понимания. Посмеяться, но ужаснувшись, понять.
3. Вообще образ Джастин сложный, «сложенный из многого». Можно начать с того, что режиссёр даёт нам чёткую параллель Джастин и гамлетовской Офелии (кадр: невеста в реке; картина если не ошибаюсь, Милле «Смерть Офелии», которую сама Джастин помещает в комнате, где потом уснёт). Что объединяет этих двух девушек? Во-первых, обе не выдержали ужаса, что творился в мире вокруг них и получили расстройство психики. Во-вторых, вспомним, что в «Гамлете» Шекспир связывает мотив мудрого безумия, по крайней мере, с двумя образами: Гамлета и Офелии. О том, насколько подлинным было безумия Гамлета, и насколько он не отдавал себе отчета в своих поступках, я уже рассуждать не буду. Но в подлинности того, что уж Офелия точно помешалась рассудком — сомневаться не приходиться, также как и в том, что в этом помешательстве она открывает для себя двери правды (правды, которую она смогла вынести, только сойдя с ума). И здесь я ещё раз вернусь к эпизоду разговора двух сестёр о том, как лучше умереть. Там есть мелковатый, но важный момент, напоминающий об абсурдной бобовой свадебной лотерее, в которой надо угадать количество бобов в бутылке. Это было практически нереально сделать, но ведь кое-кто знал, сколько на самом деле их в бутылке. «Я очень многое знаю», говорит Джастин и после, в разговоре с сестрой, даёт нам свой холодный, жестокий, но по-триеровски правдивый взгляд на жизнь,.
Уже, пожалуй, совсем кратенько об именах ДжастИн. Очень уж оно напоминает мужское ДжАстин. Случайно ли? Может и да. Только в фильме мужские образы выглядят слабее женских. Вспомним легкомысленного отца Джастин, и мужа Клэр, который покончил свою жизнь не совсем естественным образом. А теперь посмотрим на деспотичную мать сестёр, на Клэр с хорошей жизненной хваткой, и Джастин, поведение которой перед лицом смерти много говорит о силе характера. Ещё о ней же: как вам прозвище, которое маленький племянник придумал для своей тётушки? Не путаю, он звал её «тётушка Стилбрэйкер»? А пишется это по-английски видимо так: Stillbreaker? Т. е. «ещё разрушитель»(лучше «всё ещё разбитая»). Любопытно, да? Особенно учитывая душевное состояние тёти.
Послесловие:Разве легко понять внутренние проблемы Джастин, когда рядом её сестра Клэр в отчаяние, не зная, что будет, ищет для своего маленького сына выход, которого нет? Но чем же, если не любовью были люди живы до сих пор и «заслуживают» жизни? Слишком эгоцентричным видится конец света, такой естественный для Джастин, способность любить, кстати потерявшей (особенности меланхолического состояния). Людей, на самом деле очень многое держит на земле. Падая, мы падаем на землю, и таким образом у нас всегда остаётся возможность подняться. Если не для себя, то для других. В Клэр я вижу любовь — и по-моему, это очень большое чувство и огромный стимул к тому, чтобы жить и пытаться делать жизнь лучше. Он слишком большой, чтобы его можно было так запросто перечеркнуть и отойти на покой в смирении, больше того: полным удовлетворения. Умереть по собственному желанию, — в этом я вижу эгоцентризм самоубийцы, который не должен становится единым порывом для всех. Правда, здесь же встаёт вопрос: но вдруг мы уже в какой-то мере и есть самоубийцы, когда позволяем себе спокойно проживать ту страшной жизнь, о которой говорит Джастин? И поэтому то конец света — это идеальный поворот событий, для того, чтобы прервать наше убогое существование? Эдакий позитивный взгляд на смерть, а? Чтобы не оставлять вопросов в конце, тем более таких, напишу, что это всего лишь вопросы, на который Триер всего лишь дал свои ответы. А решение остаётся за каждым из нас.
Resentful