главная /хорошая музыкa / хорошее кино / хорошие книги / хороший юмор / хорошие фото / хорошие видеоролики
Майя Дерен / Maya Deren (1943 - 1958 гг) Авангард, женщина, кинематограф.
Фильмы Майи Дерен до сих пор убедительно доказывают одну простую вещь - самым мощным и интересным спецэффектом в кино является монтаж. Плюс ритмика и, конечно, хореография, потому что в кадре у неё постоянно что-то или кто-то куда-то движется. Вперёд, вверх, по кругу, создавая какие-то сложноподчинённые, замысловатые и в тоже время кажущиеся совершенно естественными траектории.
Майя Дерен (англ. Maya Deren, псевдоним Элеоноры Деренковской, 29 апреля 1917, Киев, Украина — 13 октября 1961, Нью-Йорк) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда. Она родилась на Украине, в четыре года оказалась в Америке, где превратилась из Элеоноры Дереновской в Майю Дерен. Майя, естественно, в индуистском значении этого слова. Иллюзия.
Она осталась в истории как художник. И маг. Жрица Вуду, поэт сюрреалист и режиссёр, ставшая одним из создателей американского послевоенного независимого кино. Безусловно, не она создала этот феномен, но её фильмы стали огромным шагом вперёд по сравнению с ранним американским авангардом. Особенно сравнивая с другими дебютами, даже The Hearts of Age молодого Орсона Уэллса несравнимы с Сетями Полудня, первым фильмом Дерен. Самый достойный конкурент – Fireworks другого гения и мага, Кэннета Энгера. Одна беда, Meshes Of The Afternoon были сняты на четыре года раньше.
Сказать что Meshes Of The Afternoon гениальны – значит не сказать ничего. Это не просто поэзия, переданная камерой, это исключительно качественно сделанный фильм. Даже сейчас при просмотре в нём просто не находишь слабых мест. Не представляю, как такое можно было снять в сороковые, причём за свой счёт и в домашних условиях. Не хочу и не буду разбирать символику в превращении ключа в нож и искать параллели с «Андалузским Псом». Скажу одно, теперь, закрывая глаза я не удивлюсь, если увижу там человека с цветком в руке и зеркалом вместо лица. Этот фильм – один из сильнейших дебютов в истории, дебют поэта и посвящённого. В пятидесятые на изначально полностью беззвучный фильм была наложена музыка её второго мужа, Тейджи Ито. Импровизация на восточный мотив. Впрочем следующий её шедевр, At Land остался полностью немым. Она умерла в шестьдесят первом, в возрасте сорока-четырёх лет, успев снять ещё несколько прекрасных короткометражек.
Причина смерти?
Одни говорят – амфетамин, другие – Вуду.
По-моему это неважно.
Сорок девять лет назад над японским морем был развеян прах человека, прожившего достойную жизнь.
И до сих пор многие видят её сны...
Отец — психиатр, мать — актриса, дочь названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1922 вместе с родителями переехала с Украины в США. Училась в Сиракузах, Нью-Йорке, входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х гг. сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «черного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарем, под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов. В 1942 вышла замуж за чешского авангардного фотохудожника и кинорежиссера Александра Хакеншмидта, (псевдоним — Хаммид), который обучил её основам кино; они разошлись в 1947 г. В 1943 взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общается с А.Бретоном, М. Дюшаном, Дж. Кейджем, Анаис Нин. Дерен умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х. После смерти она стала являться в видениях американскому поэту Джеймсу Мерриллу, он сделал её героиней поэмы «Книга Эфраима» (1976).
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» 1943, (саундтрек был присочинен позже), в 1947 удостоена Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф М. Д. критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет, и задача киноизображения - с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической завороженности. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, А.Нин). Творческий почерк М. Д. связан с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов, Жана Кокто, он предвосхитил кино американского андерграунда (С.Брекидж, Й.Мекас, К.Энгер, Дж. Смит), повлиял впоследствии на фильмы Д.Линча. В 1986 Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
Выдержка из статьи Андрея Плахова "Проклятые поэты наводнили Москву"):
Короткометражные этюды Майи Дерен (Maya Deren) появились в середине 40-годов, когда европейское кино лежало в руинах второй мировой и не подпитывало Голливуд свежими идеями. Технический уровень и финансовое благополучие позволили американцам свободно самовыражаться на дешевой и мобильной технологии 16-миллиметровой съемки. К концу 50-х Стэн Брэкидж (Stan Brakhage) и другие создали классическую формулу транс-фильма, который до Европы добрался — в обогащенном и преображенном виде — только два десялетия спустя и предстал в кичево-барочном варианте Дерека Джармена (Derek Jarman).
Из рецензий:
О чем "Полуденные сети"? Попытка трактовки только вульгарно посягает на загадку фильма, увлекающего петля за петлей, чтобы из спокойного внимания подвести к желанию выбраться, к слабой, но явной боязни сумасшествия. Фильм гипнотизирует. Это картина-транс, где каждый круг фразы, каждый элемент повторяющихся событий подводит к следующему уровню погружения. Вначалеэто незаметно, но вдруг в голове звучит тревожный колокол — и ты понимаешь, что оказался очень глубоко. Болезненное состояние женщины, погруженной в сон и околдованной привидевшимися ей образами, ее тревога приводит к трагической развязке. Или же сна не было? Или состояние поиска и мучительной полудремы, в которой нужно догнать фигуру без лица, — это перманентное состояние героини? Словно Дерен, которая смотрит в пустое зеркало, мы всматриваемся в кино до тех пор, пока не понимаем, что прижались к невидимому стеклу-экрану лбом, не в состоянии рассмотреть собственное отражение. Фильм-лестница, подводящий к идентификации, что вызывает состояние легкого, но внезапного, а оттого запоминающегося испуга. Работы Дерен ценны еще и тем, что делались в годы войны, когда подпольного кино в США не существовало. Это после появились Кеннет Энгер со своими сатанинскими мистериями и другие киноизвращенцы, а пока пальма первенства лежит в белых руках хореографа-режиссера Майи Дерен.
Майя Дерен (англ. Maya Deren, псевдоним Элеоноры Деренковской, 29 апреля 1917, Киев, Украина — 13 октября 1961, Нью-Йорк) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда. Она родилась на Украине, в четыре года оказалась в Америке, где превратилась из Элеоноры Дереновской в Майю Дерен. Майя, естественно, в индуистском значении этого слова. Иллюзия.
Она осталась в истории как художник. И маг. Жрица Вуду, поэт сюрреалист и режиссёр, ставшая одним из создателей американского послевоенного независимого кино. Безусловно, не она создала этот феномен, но её фильмы стали огромным шагом вперёд по сравнению с ранним американским авангардом. Особенно сравнивая с другими дебютами, даже The Hearts of Age молодого Орсона Уэллса несравнимы с Сетями Полудня, первым фильмом Дерен. Самый достойный конкурент – Fireworks другого гения и мага, Кэннета Энгера. Одна беда, Meshes Of The Afternoon были сняты на четыре года раньше.
Сказать что Meshes Of The Afternoon гениальны – значит не сказать ничего. Это не просто поэзия, переданная камерой, это исключительно качественно сделанный фильм. Даже сейчас при просмотре в нём просто не находишь слабых мест. Не представляю, как такое можно было снять в сороковые, причём за свой счёт и в домашних условиях. Не хочу и не буду разбирать символику в превращении ключа в нож и искать параллели с «Андалузским Псом». Скажу одно, теперь, закрывая глаза я не удивлюсь, если увижу там человека с цветком в руке и зеркалом вместо лица. Этот фильм – один из сильнейших дебютов в истории, дебют поэта и посвящённого. В пятидесятые на изначально полностью беззвучный фильм была наложена музыка её второго мужа, Тейджи Ито. Импровизация на восточный мотив. Впрочем следующий её шедевр, At Land остался полностью немым. Она умерла в шестьдесят первом, в возрасте сорока-четырёх лет, успев снять ещё несколько прекрасных короткометражек.
Причина смерти?
Одни говорят – амфетамин, другие – Вуду.
По-моему это неважно.
Сорок девять лет назад над японским морем был развеян прах человека, прожившего достойную жизнь.
И до сих пор многие видят её сны...
Отец — психиатр, мать — актриса, дочь названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В 1922 вместе с родителями переехала с Украины в США. Училась в Сиракузах, Нью-Йорке, входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х гг. сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «черного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарем, под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов. В 1942 вышла замуж за чешского авангардного фотохудожника и кинорежиссера Александра Хакеншмидта, (псевдоним — Хаммид), который обучил её основам кино; они разошлись в 1947 г. В 1943 взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общается с А.Бретоном, М. Дюшаном, Дж. Кейджем, Анаис Нин. Дерен умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х. После смерти она стала являться в видениях американскому поэту Джеймсу Мерриллу, он сделал её героиней поэмы «Книга Эфраима» (1976).
1945 Хореографический этюд для камеры / A Study in Choreography for Camera
1946 Ритуал в преображенном времени / Ritual in Transfigured Time
1946 Ритуал в преображенном времени / Ritual in Transfigured Time
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» 1943, (саундтрек был присочинен позже), в 1947 удостоена Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф М. Д. критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет, и задача киноизображения - с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической завороженности. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, А.Нин). Творческий почерк М. Д. связан с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов, Жана Кокто, он предвосхитил кино американского андерграунда (С.Брекидж, Й.Мекас, К.Энгер, Дж. Смит), повлиял впоследствии на фильмы Д.Линча. В 1986 Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
1947-54 Божественные всадники живые боги Гаити / Divine Horsemen The Living Gods of Haiti
1948 Размышление о насилии / Meditation on Violence
1948 Размышление о насилии / Meditation on Violence
Выдержка из статьи Андрея Плахова "Проклятые поэты наводнили Москву"):
Короткометражные этюды Майи Дерен (Maya Deren) появились в середине 40-годов, когда европейское кино лежало в руинах второй мировой и не подпитывало Голливуд свежими идеями. Технический уровень и финансовое благополучие позволили американцам свободно самовыражаться на дешевой и мобильной технологии 16-миллиметровой съемки. К концу 50-х Стэн Брэкидж (Stan Brakhage) и другие создали классическую формулу транс-фильма, который до Европы добрался — в обогащенном и преображенном виде — только два десялетия спустя и предстал в кичево-барочном варианте Дерека Джармена (Derek Jarman).
Из рецензий:
О чем "Полуденные сети"? Попытка трактовки только вульгарно посягает на загадку фильма, увлекающего петля за петлей, чтобы из спокойного внимания подвести к желанию выбраться, к слабой, но явной боязни сумасшествия. Фильм гипнотизирует. Это картина-транс, где каждый круг фразы, каждый элемент повторяющихся событий подводит к следующему уровню погружения. Вначалеэто незаметно, но вдруг в голове звучит тревожный колокол — и ты понимаешь, что оказался очень глубоко. Болезненное состояние женщины, погруженной в сон и околдованной привидевшимися ей образами, ее тревога приводит к трагической развязке. Или же сна не было? Или состояние поиска и мучительной полудремы, в которой нужно догнать фигуру без лица, — это перманентное состояние героини? Словно Дерен, которая смотрит в пустое зеркало, мы всматриваемся в кино до тех пор, пока не понимаем, что прижались к невидимому стеклу-экрану лбом, не в состоянии рассмотреть собственное отражение. Фильм-лестница, подводящий к идентификации, что вызывает состояние легкого, но внезапного, а оттого запоминающегося испуга. Работы Дерен ценны еще и тем, что делались в годы войны, когда подпольного кино в США не существовало. Это после появились Кеннет Энгер со своими сатанинскими мистериями и другие киноизвращенцы, а пока пальма первенства лежит в белых руках хореографа-режиссера Майи Дерен.
Популярные посты
Лента комментариев
AnShot, Вже побачив, що ти потрапив
Кина, потрапив.!
AnShot, Не можу вставити сюди нове запрошення. У нашій групі у фейсбуці є посилання у постах, та де купа обкладинок з альбомами які були залиті у
Кина, не пускає чогось
https://www.youtube.com/watch?v=O0wlMCoAQNQ
AnShot, Якщо зайдеш у телеграм нашої спілки, то я туди закину і цей альбом і два останні. https://t.me/+-Jcm0IndLvxiNDY6х.