главная /хорошая музыкa / хорошее кино / хорошие книги / хороший юмор / хорошие фото / хорошие видеоролики
Роберт Саакянц / Ռոբերտ Սահակյանց (1950-2009) / мультипликатор
С 1964 жил в Ереване, с 1970 работал на киностудии «Арменфильм» в качестве художника-мультипликатора, а с 1972 — режиссёра-мультипликатора. Является также автором сценариев и художником-постановщиком практически всех своих фильмов, которых около тридцати (10- и 30-минутных) и клипов для канала ОРТ и армянского телевидения (около 70), а также соавтором других анимационных фильмов, снятых на киностудии «Арменфильм». Фильмы имеют награды международных и всесоюзных кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, а также в странах бывшего СССР — Киеве, Ереване, Москве, Таллине.
В 1987 получил звание Заслуженного деятеля искусств, в 2008 — звание Народного артиста Армении. Являлся художественным руководителем объединения мультипликационных фильмов к/студии «Арменфильм». Из работ Саакянца наибольшую известность в России имеют мультфильмы цикла, созданного по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна («Кто расскажет небылицу?» и др.).
В 2002 результате знакомства Роберта Саакянца с творческой группой, названной впоследствии «Yellow Submaryan», появилась на свет серия рисованных клипов Yellow Submaryan.
Скончался 24 сентября 2009, в Ереване, после тяжелой операции на сердце (аневризма аорты). Похоронен 26 сентября.
из интервью
Роберт Саакянц: Я занимаюсь тем, что люблю, по-другому никогда не было
Он принадлежал к числу тех людей, без которых все, по его мнению, утонет в сладком сиропе.
Пару лет тому назад мне пришлось брать интервью с Робертом Саакянцем, и даже предположить было нельзя, что его не станет так скоро. Мы все знали, что он болел, но, как это водится, никто не подозревал, насколько тяжело. Он принадлежал к числу тех людей, без которых все, по его мнению, утонет в сладком сиропе. Все, что вы прочтете – это его слова, нам показалось, что лучше Роберта Саакянца никто не скажет как о себе самом, так и обо всем, что нас окружает. Он говорил почему-то только по-русски, хотя отлично знал родной язык. Назовите это причудой гения, дело не в этом. Просто он ушел и слова, какими бы они не были красивыми, излишни.
- - Я занимаюсь тем, что люблю, по-другому никогда не было. Я люблю делать анимационные фильмы, а кино терпеть не могу. Кино вообще, а армянское в особенности - это либо скучно-заунывный деревенский жанр, либо тот же скучно-заунывный да вдобавок насквозь фальшивый городской с неправдоподобным литературным языком, неправдоподобным поведением актеров. Я никогда его не любил и у тех, кто со мной спорит, я спрашиваю - у тебя дома есть хоть одна кассета с армянским кино? На этом дискуссия заканчивается. Армянское кино никогда не было явлением. Были отдельные фильмы, да и то они по большому счету компромиссны, причина компромисса: время, цензура, менталитет. Но вот если посмотреть нейтральным взглядом, вряд ли есть одна картина, которую можно назвать армянским кино.
- Я не помню, чтобы в Армении была культура даже в советское время. Просто тогда те же слова произносились звонче. У нас всегда была поверхностная культурка: все награждены, все со званиями, от этого чванливы и самодовольны, но глубины - ноль. Все те же штампы, все те же глупости об истории и происхождении, не подкрепленные ни знанием, ни правом. Общий уровень развития и образованности низкий, и по части культуры ничего не изменилось - все так же плохо и провинциально. Провинциальность это грех, грех провинциализм. Как были так и остались задворками империи. Обидно, что безграмотны деятели культуры, интеллигенция. Толпа же не задумывается о своей древности или исключительности. Ей это по фигу. Толпа везде толпа.
- Давайте вспомним, что мы имеем. Не надо брать музыку - квартет Комитаса был и будет, в Армении были и есть потрясающие музыканты. Я говорю об умении разговаривать, мыслить, излагать свою позицию. Любого "деятеля культуры" можно застать врасплох. К примеру, никто не задумывается: есть Достоевский, а действительно ли он хорош? И тому подобное. Не обязательно ниспровергать, но хотя бы сомневаться нужно? Глаза на лоб полезут, если вы спросите - "Джоконда" настоящая или нет, должна висеть или нет, есть загадка улыбки или нет. Они не способны говорить об этом, задумываться над этим. Культуру у нас воспринимают блоками, и с ленцой.
- Абсолютная лень. Думать - это не для нас. У нас есть более насущные, материальные цели - выйти, кого-нибудь кинуть и быть на том счастливым, причем на всех уровнях. Я не собираюсь называть факты, не потому что я их не знаю, а потому что все настолько формально чисто делается, что обвинять кого бы то ни было бессмысленно. Деятели культуры замечательно покупаются медальками - три дня тому назад ругая власти по телевизору, он из рук этих же властей получает подачку. Отремонтируешь театр - он за власть, не отремонтируешь - он за оппозицию. Это не мое открытие, это констатация факта.
- Скажите, как объяснить детям в школе, что животное мучить нельзя, а в воскресенье у ребенка на глазах делать матах. Мне отвечают - это наш древний обычай. Тогда давайте вернемся в первобытное состояние и уберем это культурное наслоение. Тем более оно очень тонкое - достаточно просто дунуть.
- Я очень сдержанно отношусь к Еревану. Это мой любимый город, потому что с ним связано детство, люди, с которыми я встречаюсь. Это студия на Теряна, где я начинал работать. Это конкретные здания, я их люблю, но это не значит что они мне нравятся. Никогда не мог понять очередной наш штамп - "розовый город". Мне вообще больше нравится кремовый, а во-вторых он не розовый, а грязно-фиолетовый, неприятного оттенка и никаких восторгов этот цвет у меня не вызывает. Я этот город просто люблю, но не считаю, что если он старше Рима, то и лучше. Этот омерзительный цвет зданий, жуткий мусор. Полное отсутствие понятия эстетики и желания, чтобы вокруг было красиво. Люблю я этот город, но туристом сюда бы не приехал. Стереотипы ужасны еще и потому, что поэты воспели, а спекулянты, ставшие бизнесменами, честно это восприняли. И потому за право искупаться в Севане берут сумасшедшие деньги, потому что он у нас жемчужина и лучше Средиземного моря. Автоматически за древность берут. Пятизвездочные отели - кто такие отели строит?. Неужели этот бизнесмен приедет в Ереван туристом за такие деньги? Вопросы, на которые тоже невозможно получить ответов - о причинах я уже говорил.
- В 23 года я написал для Ара Ернджакяна, который открывал Камерный театр притчу и чем дальше, тем больше она становится для меня актуальной. "Здесь в горах живут замечательные люди. Долго живут. Этот старый мудрый чабан пас своих баранов, когда со своим войском проходил Александр Македонский. Александр прошел дальше и вскоре умер. Через много много лет другой Александр, Пушкин проезжал здесь, встретил старого чабана. Прошел дальше, скоро был убит на дуэли. А старый мудрый аксакал продолжает пасти в горах своих баранов. Долгих тебе лет, старый аксакал, новых тебе Александров". Ереван можно любить, только сказки рассказывать не надо. Все отдельно: это горы, это бараны, это Рим.
Карине Тер-Саакян
1981 — «Три синих, синих озера малинового цвета» - сайбер
1982 — «Кто расскажет небылицу?» - сайбер
1983 — «Ух ты, говорящая рыба!» - сайбер
1984 — «В синем море, в белой пене...» - сайбер
1985 — «Ишь ты, Масленица!» - сайбер
1987 — «Урок» - сайбер
2004 — «Таверна» - сайбер
Популярные посты
Лента комментариев
андрофаги, генетичні людожери. і це доведений науковий факт, не емоції. це є базис. надбудовою до цієї напівзвірячою суті є патологчні брехливість,
AnShot, Вже побачив, що ти потрапив
Кина, потрапив.!
AnShot, Не можу вставити сюди нове запрошення. У нашій групі у фейсбуці є посилання у постах, та де купа обкладинок з альбомами які були залиті у
Кина, не пускає чогось
https://www.youtube.com/watch?v=O0wlMCoAQNQ