Год выпуска: 2003
Жанр: Драма, комедия
Выпущено:
Швеция,
Норвегия
Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Продолжительность: 01:30:50
Режиссер: Бент Хамер
Оператор: Филип Огаард
Композитор: Ханс Матисен
В ролях: Йоахим Кальмейер, Томас Норстрем, Бьёрн Флоберг, Рейне Бринолфссон, Сверре Анкер Оусдаль, Лейф Андре, Гард Б. Эйдсвольд, Lennart Jähkel, Тронд Бренне, Бьорн Йенсег
О фильме: Фильм участник официальной программы "Двухнедельник режиссеров" 56-го Каннского кинофестиваля 2003. Фильм-участник программы "Вокруг света" 26-го ММКФ 2004. Приз ФИПРЕССИ "За трогательный, умный и многослойный фильм с прекрасным изобразительным решением, искусными игрой актеров и сценарием; в котором рассказана актуальная во все времена история о дружбе, самореализации и современности, а непреодолимое желание человеческого сердца противостоять любым схемам и обобщениям показано с изяществом, умом и юмором" на Международном кинофестивале в Тромсе 2003.
2003 — Премия Amanda Awards
* Лучший фильм (Бент Хамер)
2003 — Кинофестиваль Camerimage
* Номинация на приз «Золотая лягушка» лучшему кинооператору (Филип Эгаард)
2003 — Международный кинофестиваль в Копенгагене
* Лучший режиссёр (Бент Хамер)
* Номинация на Лучший фильм (Бент Хамер)
2003 — European Film Awards
* Номинация на Приз зрительских симпатий (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Генте
* Лучший сценарий (Бент Хамер и Йорген Бергмарк)
* Номинация на Гран При (Бент Хамер)
2003 — Кинофестиваль Дни скандинавского кино в Любеке
* «Baltic Films Prize» (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Сан-Паулу
* Лучший режиссёр (Бент Хамер)
* Номинация на Главный приз Международного жюри (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Тромсо
* Специальный приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (Бент Хамер)
2003 — Международный кинофестиваль в Вальядолиде
* Лучший кинооператор (Филип Эгаард)
* «Серебряный колос» (Бент Хамер)
* Номинация на «Золотой колос» (Бент Хамер)
"Кухонные байки" - такой маленький фильм, не эпохальный. Но очень трогательный и человечный.
Вообще скандинавское кино, кажется, сейчас занимает в мире то же место в мире, какое в Советском Союзе занимало грузинское. Такое очень выразительное кино, с ярким местным колоритом, с ярким подчеркиванием национальных особенностей – они же ценности. Отличные от других. Милые и смешные.
Почему-то улыбку вызывает уже само беззаветное стремление отстаивать право жить по-своему. А почему улыбку-то? Да еще какую-то смущенную и снисходительную? Право людей жить в своем снегу, в своем ритме, со своими дистанциями между людьми. Заниматься своими делами. И не завидовать шумным и суетливым выходцам из большого города, которые думают, что вот только они-то и живут правильно, современно, стильно. А эти здесь погрязли в архаике.
Вероятно, эта повсеместная улыбка горожанина над нелепостью провинциальной жизни неизбежна, пока кино не стали снимать сами провинциалы: съемочная группа со своей концепцией, хочешь - не хочешь, приезжает откуда-то оттуда – из Москвы, из Тбилиси, из Осло. Приезжает – и улыбается: как вы тут так живете? А местные – улыбаются тоже, но незаметно, в усы: чего они так суетятся? Это они считают – "жить"? А вот мы считаем "жить" – это ставить чайник на плиту по телефонному звонку ближайшего соседа, который таким образом предупреждает, что он уже сел на свой трактор и вот-вот приедет в гости.
Фильм "Кухонные байки", немногословный, немноголюдный, не очень-то и динамичный, погружает тебя в какое-то очень правильное медитативное состояние. Когда ты успеваешь и смотреть за тем, что там происходит на экране, и ловить все эти проносящиеся мысли о том, как по-разному люди живут и как же правильно на самом деле – если не для всех, то хотя бы – для тебя. В маленьком фильме "Кухонные байки" эти вопросы – как правильнее – возникают между прошлым и настоящим (фильм рассказывает о конце 40-х годов прошлого века), между, как уже было сказано, городом и деревней, между Норвегией и Швецией. Ну, и, разумеется, между тем, что на экране, и тем, что вокруг того, кто смотрит.
А на экране происходит ситуация сама по себе смешная до абсурда: из Швеции в норвежскую деревню приезжает целая колонна маленьких уютных трейлеров с наблюдателями от ИКЕИ. Фирма, уже тогда поставляющая во все скандинавские страны удобное оборудование для кухни, расширяет целевую аудиторию и решает выявить, а как надо обустраивать кухню, например, для такой узкой прослойки, как норвежские деревенские холостяки? Сама постановка вопроса уже веселит, правда? Но ведь так, вероятно, ИКЕЯ и добилась мирового лидерства в своей области, думаешь ты, глядя на молчаливый и самоотверженный труд этих мебельных наблюдателей. Что они делают?
Они смотрят. Приезжают в своем домике на колесах к избушке холостяка, согласившегося принять участие в эксперименте. Затаскивают на его одинокую кухню свой насест, похожий на лесенку с сиденьем наверху для судьи на волейбольной площадке, и сидят там, наблюдая за хаотичными перемещениями по кухне домовладельца. Чтобы потом в оптимальном порядке подобрать и расставить кухонную мебель и утварь для будущего среднестатистического норвежского деревенского холостяка. Кругом – белый снег. Молчаливый хозяин. Молчаливый наблюдатель. И постепенное сближение этих пожилых неразговорчивых людей.
В общем-то, фильм "Кухонные байки" - о том, как вырастает дружба. И о преодолении одиночества. Что меня удивило. Я-то думала, что для среднестатистического норвежского холостяка одиночество – это как раз то, что доктор прописал. Выходит – нет, я ошибалась!
Видео: XviD, 1952 Кбит/с, 720x384
Аудио: AC3, 2 ch, 192 Кбит/с
Размер: 1.37 Gbfex.net | ex.ua | rutracker.org