Поиск нового языка
На открытии фестиваля "Лики любви" был показан долгожданный фильм
Сергея Соловьева "О любви". Фильм этот должен был быть представлен еще год назад, на Ханты-Мансийском фестивале, но не приехал туда, как и на все последующие фестивали. Он стал обрастать легендами, появились даже слухи, что фильма вообще нет, но ожидания недоброжелателей развеялись в Международный женский день, 8 марта 2004 года на открытии "Ликов любви". Сам режиссер сказал, что его фильм нельзя охарактеризовать конкретно, но если обозначить двумя словами, то это будут "лики любви". Он сказал, что это не всегда лики, иногда лица, а порой даже рожи, но все же, картина про любовь. Фильм в названии обозначен символом любви – сердцем потому что, по словам режиссера, слово "любовь" в последнее время приобрело пошлое звучание, таким образом, автор сберег первоначальное значение. Сердце, а значит любовь, бьется, раздаваясь в ушах, оставаясь живым, как вечный двигатель.
Фильм основан на трех произведениях А.П. Чехова: "Доктор", "Медведь" и "Володя". Режиссер ставит своих героев в самые невероятные ситуации, запутывая их, основываясь на историях Чехова. Все три сюжета объединяют общие герои, плавно переходящие из одной новеллы в другую. Фильм поделен на основные три части, названные "Доктор", "Медведь" и "Володя" по центральным персонажам, режиссер решил не менять названия чеховских рассказов. Интересно, что в первой из них, доктор в исполнении
Александра Збруева, внешне очень напоминает самого Антона Павловича. Его образ будет встречаться на протяжении всего фильма, а сам Чехов тоже появится на экране, иллюстрируя титры собственного изречения. Фотография писателя будет озорной рукой художника частично раскрашена в несочетаемые, на первый взгляд цвета: розовый и синий. Режиссер постоянно экспериментирует в фильме, синтезирует прошлое и настоящее, анализирует достижения эпох, и применяет как титры с ятями под старину, так и плывущую строку по движущемуся изображению с помощью компьютерной графики. Титры с названием каждой новеллы сопровождаются стуком клавиш компьютера, оставляя в нижнем углу адрес мифического сайта "www.sas_chehov.ru", как в Интернете. Внешность Медведя (
Александр Абдулов), как и вдовы (
Татьяна Друбич), отсылают нас к фильму Исидора Анненского 1938 года "Медведь", экранизировавшему ту же пьесу Чехова. Образы героев похожи внешне, но здесь их сходство и заканчивается. По темпераменту, по накалу страстей вы не найдете ничего общего с тем фильмом.
Рассказ о прошлом, где главный герой в исполнении
Александра Абдулова восстанавливает минувшие события, изображены в коричнево-желтых тонах, словно пожелтевшая от времени фотография. Современность героев Чехова изображена в ярких, сочных красках, насыщенных цветом, а наша современность, где режиссер показал себя и съемочную группу, изображена в черно-белом цвете. Что это: негативное отношение к настоящему, или страх выделить современность на фоне главных героев? Я даже догадываюсь, что бы ответил режиссер, если его об этом спросить. Он скажет, что было жалко денег на цветную пленку, и сняли на черно-белую. Но мы-то знаем, что здесь что-то не так, а у режиссера всегда с юмором был порядок. Тогда, попробуем разобраться. К современности Соловьев всегда относился с интересом, переходящим в трепет, это была его тема. Даже экранизации, постановки классики он рассматривал через призму современности, эта участь не обошла и данный фильм. Так что, остается версия того, что Сергей Александрович не хотел отвлекать зрителя от главной сюжетной линии, хотя и старался невольно это сделать.
Неустроенность семейной жизни, разобщенность героев переданы через заляпанное руками, засиженное мухами зеркало, часто оказывающееся в центре событий, снятое крупным планом. Словно каждый мог вторгнуться в чужой уют, прикоснуться к чужому очагу. Бабочка махаон, полюбившаяся Ольге, придает героине дополнительное звучание как экзотической личности, бабочке, перелетающей от одного очага к другому. В жизни Ольга не останется ни с одним мужчиной, не убережет даже своего сына – единственного любимого человека, которому она была верна. Словно предупреждение о её участи была болезнь сына, когда даже доктор не был уверен в спасении ребенка. Но все обошлось, мальчик чудесным образом выздоровел, и жизнь, казалось, должна была пойти совсем иначе. Но болезнь мальчика выявила многие темные стороны отношений супругов, изменила дальнейшую судьбу Володи.
"Если ружье появилось в первом акте, в последнем оно обязательно должно выстрелить" – сказал классик. В самом начале фильма прозвучал выстрел, пистолет еще несколько раз фигурировал в фильме, но вынес окончательный вердикт в финале. Действие произошло по законам драматургии, выдерживая уважение к классике и к зрителям. Режиссер заставил даже в этом трагичном фильме запеть своих актеров, и в исполнении Александра Абдулова можно услышать "Утро туманное". Песни здесь лишь дополняют фильм, обогащая его дополнительными полутонами. Режиссер попытался рассказать о любви в различных ее ипостасях, основываясь на опыте писателя. Соловьев сказал, что Чехов всё знал о жизни, знал о нас, многое предвидел. И действительно, в фильме режиссер сделал встречу XIX и ХХ веков, сравнил их, насколько они похожи. Изменились только внешние детали, техника, когда фонограф и "волшебный фонарь" сменил CD-плeep, а суть осталась та же. Кстати, в эпизоде, где молодой человек показывает Володе, как одевать наушники, был замечен сын Сергея Соловьева – Митя, сыгравший главную роль в предыдущем фильме режиссера "Нежный возраст". Автор своим фильмом "О любви" словно говорит, как Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю" (я бы добавила в данном случае – о любви). И действительно, как бы мы ни учились на ошибках прошлых поколений, каждый раз будем наступать на одни и те же "грабли", получая синяки снова и снова. И никто не в силах разгадать загадку любви, и никто не может предотвратить неотвратимое. Этот фильм, несомненно, оценят любители творчества Сергея Соловьева, ценители Чехова и киноэстеты. Основная публика, я думаю, на нем рискует заснуть. В этом фильме вы не увидите Соловьева времен "Ассы", или "Станционного смотрителя". Здесь режиссер находится в поиске нового языка, возможно, многим еще понятного.
Ирина Штефанова