Xorosho » Хорошая Музыка » Слушаем классику » Кржижановский Сигизмунд Доминикович (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)
0
0

Кржижановский Сигизмунд Доминикович (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)

опубликовал Кина 13-05-2010, 13:46
фрагмент фильма "Новый Гулливер"



Биография:

Сигизмунд Кржижановский родился 11 февраля (30 января) 1887 года в окрестностях Киева в семье выходцев из Польши Доминика Александровича и Фабианы Станиславовны Кржижановских. После выхода на пенсию главы семейства семья поселилась на окраине Киева.

Юношество писателя прошло в Четвертой гимназии Киева — той же, где учился, например, Александр Вертинский. После окончания гимназии в 1907 Кржижановский поступает на юридический факультет Киевского университета, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете печатаются его стихи и путевые очерки о путешествии по Италии, Австрии, Франции, Германии.

После окончания университета в 1913 Кржижановский служит помощником присяжного поверенного, однако в 1918 бросает юридическую практику и в течение трех последующих лет читает лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки в Киевской консерватории, Театральном институте им. Н. Лысенко и Еврейской студии Киева.

Дальнейшее развитие литературное творчество Кржижановского получило в конце 1910-х — середине 1920-х, когда в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра» печатаются два его произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель: Москва», 1925).

Приехав в 1922 в Москву, преподает в студии Камерного театра и в дальнейшем работает в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, который был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа).

В середине 20-х годов писатель активно участвует в деятельности Государственной академии художественных наук.

Быстро став известным в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводил публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. Однако, несмотря на известность, ему редко удавалось напечатать свои произведения, что вынуждало его зарабатывать себе на жизнь различной внелитературной работой: в 1925-31 он служил контрольным редактором в издательстве «Энциклопедия», писал сценарии рекламных роликов, выступал как киносценарист и автор либретто опер. В частности, ему принадлежит сценарий фильмов «Праздник Святого Йоргена» (1929, режиссер Яков Протазанов, в титрах не указан) и «Новый Гулливер» (1933, в титрах также не указан). Он создал инсценировку «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева (1936). Надо отметить, что в 1938 году Кржижановским также написано либретто оперы Кабалевского «Кола Брюньон», а во время войны — либретто оперы «Суворов» на музыку Сергея Василенко (премьера в 1942).

Работа над оперой по роману Пушкина привела к продолжительному «пушкинскому» периоду в творчестве Кржижановского, результатом которого стали несколько теоретических работ по теории литературы (например, «Искусство эпиграфа (Пушкин)», наброски «Словаря эпиграфов»). В середине 30-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 20-х — 40-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» (для которого, в частности, было написано несколько статей о Бернарде Шоу) и других.

Основная литературная деятельность протекала в 1920—1930-е годы, когда Кржижановским написана большая часть своих прозаических произведений. Среди них — 5 повестей и 6 книг новелл. Кроме того, в 1925 году написаны уже упоминавшаяся повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.

Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объем своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей (например, повесть «Возвращение Мюнхгаузена» была принята к печати, однако вскоре была всё же отклонена издательством) и несколько раз, также безуспешно, предпринимал попытки поставить свои пьесы.

Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершенные произведения, подчиненные определенной внутренней идее.

В 1939 Кржижановского принимают в Союз писателей, что, однако, не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений.

С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.

Умер писатель в Москве 28 декабря 1950 года, где находится его могила — неизвестно.

Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.

Характеристика творчества

С. Д. Кржижановский — преимущественно автор прозаических произведений малой и средней формы, а также статей и очерков по истории Москвы, истории и теории драматургии и театра, психологии сцены. Кроме того, он написал несколько киносценариев и либретто нескольких опер.

* По мастерству и богатству культурного фона интеллектуальная проза Кржижановского находилось на уровне современной ему европейской и мировой литературы. Критики и исследователи сравнивают его с Ф. Кафкой, Х. Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе.
* Характерные для Кржижановского жанры: философская фантасмагория, притча, гротеск, сатира.
* Художественный метод Кржижановского — создание метатекста (коллажа из различных текстов), строящегося на цитатах, аллюзиях, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых мифологем мировой культуры.
* Хорошо зная античную и средневековую философию, философию Канта, Лейбница и других философов Нового времени, Кржижановский художественно обыгрывает их идеи.
* Большое влияние на творчество Кржижановского оказали Шекспир, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Свифт, и в своих произведениях он также обыгрывает и их сюжетные линии и образы.
* Кржижановский высоко ценил произведения Андрея Белого и Александра Грина.
* Важнейшие темы и образы: память, игра, город, книга, слово.
* Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский считал, что его метод ближе всего к имажинизму (по крайней мере, к имажинистскому лозунгу развития образности и образа).
* Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и философии литературы и театра и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И там, и там писатель постоянно рефлексирует на темы мировой культуры и философии.
* В теоретических работах и художественных текстах эссеистического типа Кржижановский использует образы и идеи мировой культуры для осмысления современной ему действительности, в том числе советской.

Представленные ссылки на сайты где вы сможете прочесть или скачать произведения автора. Советую начать с "Фантома" или "Песочного человека". А там уж и "Клуб убийц букв" и "Странствующее "Странно". Луше всего купить физический материал благородно изданный Вадимом Перельмутером.

раз

два

три

4


Написал три либретто к операм: 1. Евгений Онегин 2. Кола Брюньон 3. Суворов (музыка Сергея Василенко)
Две представленны.


Сергей Прокофьев (1936) Евгений Онегин


Кржижановский Сигизмунд  Доминикович  (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)


музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина

В 7 частях.

Музыка «Евгения Онегина» была написана Сергеем Прокофьевым в1936 г. для постановки Александра Таирова в Камерном театре, приуроченной к грядущему 100-летию со дня смерти Александра Пушкина. В самый разгар работ по указанию Комитета по делам искусств спектакль был запрещен. В 1960 г. Геннадий Рождественский использовал фрагменты «Онегина» в составленной им прокофьевской сюите «Пушкиниана».

Исполнители: Консовский/Абдулаев.

сайбер

Дмитрий Кабалевский (1938) Кола Брюньон


Кржижановский Сигизмунд  Доминикович  (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)Кржижановский Сигизмунд  Доминикович  (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)


(Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр)

Исполнители ролей в этой записи:

Кола Брюньон – Леонид Болдин,
Селина – Нина Исакова,
Жакелина – Валентина Каевченко,
Жифляр – Евгений Максименко,
Кюре Шамай – Георгий Дударев,
Робине – Николай Гуторович,
Герцог д’Ануа – Анатолий Мищевский,
Мадемуазель де Терм – Альбина Штиткова,
Глашатай – Лев Елисеев,
1-й прихожанин – Михаил Сыромятников,
2-й прихожанин – Виктор Замберг

Хор и оркестр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Дирижёр – Георгий Жемчужин, 1973 год.

сайбер

Написал сценарии к двум фильмам представленным ниже. Первый - в титрах сценаристом указан режиссер Протазанов, Критики пиасали взахлеб, увидев в нем шедевр режиссерского искусства Протазанова - отмечая ярко сверкнувшую новую грань его дарования. Объяснял, что имя автора сценария выпало по недоразумению. Высказался - "Бог с ней, с истиной".
Опять эта несправедливость. Второй - вообще в титрах не указан. Писал день и ночь спасая съемочную группу от перерасхода пленки. Кржижановский высказался - "за тему о Гулливере не стоило браться лилипутам".


Праздник святого Йоргена (1930) Яков Протазанов



Кржижановский Сигизмунд  Доминикович  (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)


В ролях: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Мария Стрелкова, Анатолий Горюнов, Владимир Уральский, Игорь Аркадин

Накануне церковного праздника из тюрьмы бежит вор Коркис. Смешавшись с толпой прихожан, герой вместе с сообщником оказывается у храма. Увидев, сколько денег оседает в карманах священнослужителей, Коркис не может удержаться от очередной авантюры...

сайбер


Новый Гулливер (1935) Александр Птушко


Кржижановский Сигизмунд  Доминикович  (11 февраля 1887 — 28 декабря, 1950)


В ролях: Владимир Константинов, Иван Юдин, Иван Бобров, Феликс Брест, Юрий Хмельницкий, Михаил Дагмаров, Ака Неусыхин, Борис Евгеньев

По мотивам романа Джонатана Свифта. Пионер Петя Константинов в качестве награды как лучшему "Юному осводовцу" получает любимую книгу - "Путешествие Гулливера" Джонатана Свифта. Вместе с другими пионерами, своими руками отремонтировавшими парусную лодку со звучным именем "Артек", он отправляется на прогулку к ближайшему от пионерского лагеря острову. Там на отдыхе ребята просят вожатого прочитать им вслух Петину книгу. Сам же "лучший осводовец" во время чтения уснул и описанные в книге события повторились вновь... Первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации.


сайбер
Комментарии к новости
ломокіна
Кина13 мая 2010 20:00
АКСОЛОТЛЬ спасибо тебе. Хоть кто то знает старика. Я читаю твои комментарии и как то сразу выкупаю как ты можешь отнестись к тому или иному релизу. Что то есть в людях которые ценят "вечное" (дурацкий пафос, без него ни как). Я уже думала все - ни один человек не читал. Была просто уверена что будет мало отзываов, но что бы из четырех файлов один скачали один раз... Даже не было такого с самым попсовым моим релизом. Все говорит о том, что вылезти из даунтемпо и пелевеных-эрландолу, не многим по силу. И все говорит о том, что если бы был на слуху, то комментариев тьма, была бы. А интересоваться для себя новым, как то лень, автор, даже не поколения битников, а уж искать его в книгах, что вы, лучше поеду через пол города за новым альбомом гребенщикова "философия всего мира", чем зайду в букинистический отдел через дорогу. Хотела многим тыкнуть, с горяча, и с усталости, не по злобе, а внимание обратить на автора. Но невозможно это без - глаза в глаза, без открытой ладони, без эмоционального возлияния, где каждый звук решает настрой и лад. Ну извините, кого... того. Отлично понимаю, и рассуждаю эгоистично, строю "не быдло" (где ж ты тыкатель рангов разных). И особенно тягостно, а то ведь выпендрилась, вылезла из лягушачьей кожи - и все буриданову ослу под хвост.
13
05
Александр
Lotos_197617 мая 2010 11:11
Отмечусь,
"Сказки для вундеркиндов" начинаются именно с "Фантома".
Случайно купил этот сборник рассказов еще в начале 90-х, и прозрел, что Его никто не знает...Но Хлебникова тоже не знали до Аукцыона...
Кржижановский - глыба!
Спасибо, это ХОРОШО!
17
05
ломокіна
Кина17 мая 2010 11:26
Lotos_1976 соглашусь о "Глыбе". Но Хлебникова знали и до Аукциона. Он печатался, его продвигали в 20-30 года, и при Союзе выходили книги, и после смерти автора. А вот Сигизмунда наоборот.
"Сказки для вундеркиндов" начинаются именно с "Фантома"

У меня был второй рассказ в книге, из первого полноценного издания.
17
05
Александр
Lotos_197617 мая 2010 12:43
Все верно, Кина, второй, я ошибся.
17
05
Алиса
Stingray17 мая 2010 14:14
Кина, вот это сюрприз! Давно знаю, читаю и ценю - и тут подробнейший релиз, да еще роскошно оформленный! Спасибо за частичку любимых "Воспоминаний о будущем" - они меня буквально вернули к жизни, когда "в душе было как в нетопленой комнате" (да, Кржижановского можно бесконечно цитировать)... smile
17
05
Kaff
Kaff25 мая 2010 12:36
СПС, Кина! Как будто нет сил напрягать мосх снова, а заставляешь... СПС!
25
05
zyamochka22 января 2014 11:05
Спасибо!Знаем, читаем, любим :)
22
01
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярные посты
Лента комментариев
18 октября 2023 19:12
...
а флака ні в кого немає?
3 мая 2023 12:14
...
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=6170562
22 апреля 2023 15:49
...
Інтерв'ю з Олександром Піпою
20 апреля 2023 13:05
...
Может у кого сохранилась эта компиляция? Киньте ссыль в личку или реапните плиз)))
19 декабря 2022 14:53
...
fail ne neyden(((((((((((((
21 ноября 2022 20:02
...
Дякую за знайомство!