Шведская команда Anglagard в свое время сделала решающий вклад в формирование культа современного шведского прогрессива. На тот момент о Kaipa уже подзабыли, а Flower Kings еще были только в проекте, и никто и думать не мог о том, что прогрессив можно снова играть и его будет кто-то слушать. Только Anglagard и их «младшие братья» Sinkadus записывали музыку, по сути, просто для себя, руководствуясь принципом – раз уж всё равно она обречена на безвестность, надо сделать ее арт-роковой на 100, нет, на 110%! Результат – два канонических альбома, которые попадают во все тематические чарты до сих пор, и распад группы, по сути, под грузом созданных ими шедевров. С тех пор Anglagard пребывали в статусе эдакой «спящей красавицы», которая прекрасна в своем хрустальном гробу, но вот что будет, если она невзначай проснется, никто не знал. Потому что мир за крышкой из хрусталя изменился, его населили многочисленные разной степени прекрасности прогстеры, и новое творение Anglagard могло вполне утонуть в потоке современных релизов. Попытки реюниона были, концерты, даже записи, но до сих пор – безуспешные. Слишком серьезную задачу ставили себе музыканты.
Но вот ожидание завершилось, и какой он – воскресший «Сад ангелов»? Не станет ли команда просто пародией на себя прежнюю? Нет, не стала. Более того, новый диск не просто хорош, не просто верен звучанию и традициям группы – он выделяется на фоне других релизов «ретро-прога», «симфо-прога» или чего угодно. У Anglagard, скажем так, более высокий уровень подлинности. Некогда группа записала эталонный вариант так называемого «медленного печального арт-рока», после которого в среде прог-музыкантов, кажется, стало зазорным улыбаться. Нет никакого «позитива» и на «Viljans Oga». В картотеке настроений, разработанных музыковедами-классиками, это называется lamentoso, а если более конкретно – возвышенно-благородная грусть на грани скорби, или, точнее, постепенные переходы-переливы в этом спектре состояний. Всего четыре инструментальные вещи на час звучания альбома, все четыре – настоящие художественные произведения для набора классических инструментов (флейта, саксофон, «гостевые» виолончель, кларнет, целый ворох басовых духовых инструментов) и роковых, среди которых ставший знаковым для шведов меллотрон, эдакий мостик между двумя мирами. Но ни одна из четырех песен не кажется затянутой, группу не подловишь на повторах – это именно развитие, разработка музыкального материала в эталонной симфо-проговой манере. Послушайте «Snardom» на 11-й минуте, чтобы услышать, как чарующе и почти незаметно проводится романтически-печальная, явно имеющая корни в шведском фольклоре тема – сперва едва уловимо, колокольчиками, потом более конкретно, гитарой. Это лишь пример того, какого мастерства достигли Anglagard как композиторы и аранжировщики. А главное – как удивительно свежо звучит «воскресший» Anglagard! Свежо и ничуть не похоже на «хорошо сохранившийся» артефакт своего времени, то бишь трудных для про-рока 90-х. Если уж на то пошло, эта музыка вообще вне времени, она могла быть сочинена и 30, и 300 лет назад, дело лишь в инструментарии. Залог этой свежести еще и в фольклоре. Слушая Anglagard, где корни эти слышны вполне явно, начинаешь узнавать их, хоть и в куда более завуалированном виде, во Flower Kings, и понимать лучше феномен шведского арт-рока в целом.
Вскоре после выхода альбома и нескольких успешных концертов группа Anglagard раскололась – ушел один из лидеров, барабанщик Маттиас Оллсон, его сменил наш старый знакомец Эрик Хаммарстрем из Flower Kings. Также вернулся гитарист/вокалист Торд Линдман. Anglagard продолжает жить, но это уже будет несколько иная группа. Всё-таки непросто записывать музыку такого уровня…