Блестящая виолончелистка и композитор из Нидерландов Саския Рао-де Гаас — уникальная в своем роде исполнительница, играющая северо-индийскую классическую музыку на инновационном инструменте – индийской виолончели. Не имея примеров для подражания, она самозабвенно работала, чтобы приспособить западный инструмент к индийской классической музыке. Саския добилась поразительных успехов, сумев объединить традиции европейской и индийской культуры в звучании модернизированной виолончели. А ее уникальный стиль игры позволяет передать все тонкости и орнаментику, характерные для северо-индийской классической музыки.
Когда Саския начала заниматься индийской музыкой, ей в буквальном смысле пришлось заново осваивать свой инструмент. Две самые очевидные разницы – игра, сидя на полу, и совершенно другая настройка – были как раз легче всего преодолимы. Намного более сложным оказалось полное изменение техники игры для обеих рук, которую она разработала для модифицированной виолончели. С этим постепенно пришло понимание музыкальной эстетики и структуры. «Мне пришлось изобретать свои собственные методы исполнения, поскольку это совершенно новый инструмент для индийской музыки», – говорит Саския.
Индийскую виолончель с пятью игровыми и десятью симпатическими (резонансными) струнами создал для Саскии скрипичный мастер Эдуард ван Торгенен. Этот инструмент чуть меньше по размеру, чем его западный аналог, что дает возможность Саскии удобно сидеть на полу во время игры. А дополнительная более высокая струна и резонансные струны обогащают тональные возможности индийской виолончели.
«Для меня инструмент — это гораздо большее, чем просто конструкция из дерева, — признается Саския. — Я воспринимаю свою виолончель, как живое существо, с которым могу поделиться самыми сокровенными чувствами. Мы неразделимы, ведь нам пришлось вместе настраиваться на новый мир музыки».
Саския родилась в голландском городе Абкауде. Она росла в семье музыкантов и начала учиться игре на виолончели в 8 лет. Ее первым учителем был венгерский виолончелист Тибор де Макула. Саскии всегда было легче играть музыку на слух, чем по нотам. «В течение первых двух лет обучения западной классической музыке я не могла читать партитуры, — вспоминает исполнительница. — Никакого дискомфорта я не ощущала, потому что легко повторяла все за наставником. Но вот однажды преподаватель попросил меня сыграть что-то по нотам. А я не смогла! Потому что привыкла учить музыку на слух. Думаю, это подготовило меня к карьере в области индийской музыки».
Благодатный случай, изменивший ее жизнь, произошел, когда Саския училась в амстердамском университете, где она получила степень магистра музыковедения. На одном из уроков профессор Рокус де Грут исполнил своим студентам образец классической индийской музыки. Саския была поражена красотой звучания, хотя в тот момент еще не подозревала, какое огромное влияние окажет на нее эта музыка. Но с той поры она стала играть все меньше и меньше западной классики, все больше переходя на индийскую.
Чтобы завершить свою магистерскую диссертацию, в 1994-м Саския отправилась в Индию, где погрузилась в процесс обучения индийским музыкальным основам в университете Дели под руководством профессора Сумати Мутаткар. На этом обучение не закончилось. Во время своих последующих визитов в Индию Саскии посчастливилось брать уроки у таких выдающихся мастеров, как Д. К. Датар, Дипак Чоудхури и Шубхендра Рао. Параллельно Саския получила диплом в консерватории Роттердама, где училась у Каустув Рэя и Харипрасада Чаурасии.
«Постижение основ индийской музыки включает в себя намного больше, чем просто обучение нотной грамоте и технике игры на инструменте, — поясняет Саския. – Музыкальное наследие Индии основано на устных многовековых традициях, познавать которые лучше в естественной культурной среде. Эта музыка навсегда изменила меня. А сам процесс обучения этому искусству никогда не прекращается. Если однажды я почувствую, что знаю все, мне придется сменить профессию. К счастью, я совершенно уверена, что этот день никогда не наступит, потому что бездонные глубины индийской музыки раскрываются медленно, со временем, и только, если прилагать к их постижению достаточно усилий. Я благословляю своих наставников за силу, данную мне. Все, в чем я достигла понимания, — это их заслуга, а все допущенные ошибки — мои собственные».
В 2001 году Саския вышла замуж за одного из своих учителей, выдающегося ситариста Шубхендру Рао. Семья сейчас живет в одном из районов индийской столицы Нью-Дели. Не прекращая расширять границы собственного познания, Саския Рао активно занимается преподаванием и много гастролирует по всему миру. Она играла на таких фестивалях традиционной индийской классики, как Harvallabh Sangeet Samelan в Джаландхаре, Vasanta Habba в Бангалоре и стала первой белой исполнительницей (не индианкой), которую пригласили выступить на престижной конференции Dover Lane Music в Калькутте. Немало концертов Саския отыграла и в дуэте с мужем. Вместе с Шубхендрой они создали коллекцию произведений для ситара и виолончели. Свой проект супруги назвали очень символично: «Восток женится на Западе». В 2003-м году во время гастролей по Северной Америке Саскию и Шубхендру на сцене сопровождал виртуоз игры на табла Акрам Хан. Один из этих концертов, состоявшийся в апреле в Канзас-Сити, штат Миссури, был записан и выпущен лейблом Rhyme Records на двойном диске, озаглавленном Creating Waves. На нем представлены два сольных произведения, — Шубхендры на ситаре и Саскии на виолончели, а также великолепный дуэт этих инструментов. Все три композиции сопровождаются звуками табла Акрам Хана.
В 2013 году вышел в свет сольный альбом Саскии Рао-де Гаас под названием The Indian Cello, в котором она виртуозно исполняет индийскую классическую музыку на своем необычном инструменте — индийской виолончели. От медитативно завораживающего звучания композиций на этом диске веет какой-то непостижимой мудростью и неземной красотой. Трудно не согласиться с наставником талантливой виолончелистки, выдающимся бансуристом современности Харипрасадом Чаурасией, который однажды сказал: «Саския — индианка по своей сути. Музыкальные знания она получила от Бога. И, поверьте, каждому стоило бы послушать ее игру».
Треклист:
01 Bhimpalasi Alap Jod Jhala 02 Bhimpalasi Jhap Tal 03 Bhimpalasi Drut Teen Tal 04 Bihaag 05 Ek Prakaar Ki Bibhas