главная /хорошая музыкa / хорошее кино / хорошие книги / хороший юмор / хорошие фото / хорошие видеоролики
Борису Борисовичу Гребенщикову исполнилось 60 лет! Поздравляем!
опубликовал afinagor 27-11-2013, 03:25
Рок-культура долгие годы была в России под запретом, она жила в подполье, в самиздате, за кадром официальной жизни. Это была своего рода эмиграция внутри страны: Молодые таланты, писатели, поэты, барды, как правило, работали в сфере коммунального хозяйства дворниками и сторожами, чтобы заработать себе на элементарное пропитание. Сейчас на дворе новый век, новое тысячелетие. Издаются большими тиражами сборники стихов Высоцкого, Цоя, Макаревича, Гребенщикова. Внешние и внутренние эмигранты получили право на жизнь. Правда, иных уж нет, а те далече...
Из всех “живых легенд” русского рока по-прежнему активен, пожалуй, лишь Борис Борисович Гребенщиков. Он концертирует, пишет новые песни, выпускает аудио-альбомы, ведет свой сайт в Интернете. Вышла в свет антология песен группы “Аквариум” под названием “Тексты XX века”.
Я думаю, это все не случайно происходит. Планка духовного и интеллектуального уровня Гребенщикова всегда была и остается очень высокой. Его поклонники и слушатели отличаются не тем, что принадлежат одной возрастной или социальной группе, нет! Они объединяются по более “тонким” параметрам. Интересно, что Гребенщикова упрекали и продолжают упрекать за то, что он несет “заумь”. Наверное, если бы он был просто поэтом, печатался в периодических изданиях, издавал сборники стихов, никому бы и в голову не пришло выдавать такое обвинение. Сейчас даже школьная программа включает в себя изучение поэтов серебряного века, образный строй и язык которой не менее сложен. Но Борису Борисовичу не могут простить прежде всего того, что он позволил себе привнести высокую материю в мир массовой культуры, где установились свои законы и правила игры. Но вот уже тридцать лет БГ идет своей дорогой, даже не думая сворачивать на тропу шлягера. И это вызывает большое уважение к его личности.
Как же все началось? Когда, с чего?.. В одном из интервью БГ ответил на этот вопрос так: “Был серый будничный мир взрослых людей. Я уже был школьником. В этом мире ничего не происходило, кроме свар, ссор, получек, зарплат, быта, мытья тарелок... Я в школе еще пытался написать рассказ: мальчик долго едет из школы домой, засыпает в автобусе и пропускает свою остановку. И ему снится, как он выходит из автобуса на последней остановке. А там светит солнце, и какие-то поляны, и лес. И вообще кайф... И водитель, под которым явно подразумевался Джордж Харрисон, говорит: “Ну, вот и приехали!” Этот рассказ я так и не написал, слава Богу. Но он точно выражает мое настроение тогда, в детстве и юности.”
Еще совсем молодым человеком Борис Гребенщиков вместе с другом основал рок-группу и назвал ее “Аквариум”. Не раз предпринимались попытки описать историю “Аквариума”, загоняя ее в хронологические рамки, но попытки эти были весьма неудачные, на что Борис сказал как-то: “Чтобы понять рок-н-ролл, надо уйти от времени, потому что оно описывает лишь внешнюю канву... Когда мы наводим на резкость во времени, мы получаем четкость внешних координат, а все остальное расплывается. А оно и является главным”.
Так что поговорим о главном. Имя Гребенщикова всегда вызывало у говорящих о нем расширение зрачка и учащение пульса. И у тех, кем любим, и у тех, кто так и не смог его принять. Он — такой. Он открыт — всем ветрам, всем словам, всему, что вокруг. Он символ Времени, мудрый и вездесущий. Порой непостижим, — жрец древнего Египта, загадочный и владеющий сакральными тайнами мира; порой прост и невнятен, — дитя, едва овладевшее первыми и главными словами.
В каждое следующее мгновение он не равен самому себе.
Из всех “живых легенд” русского рока по-прежнему активен, пожалуй, лишь Борис Борисович Гребенщиков. Он концертирует, пишет новые песни, выпускает аудио-альбомы, ведет свой сайт в Интернете. Вышла в свет антология песен группы “Аквариум” под названием “Тексты XX века”.
Я думаю, это все не случайно происходит. Планка духовного и интеллектуального уровня Гребенщикова всегда была и остается очень высокой. Его поклонники и слушатели отличаются не тем, что принадлежат одной возрастной или социальной группе, нет! Они объединяются по более “тонким” параметрам. Интересно, что Гребенщикова упрекали и продолжают упрекать за то, что он несет “заумь”. Наверное, если бы он был просто поэтом, печатался в периодических изданиях, издавал сборники стихов, никому бы и в голову не пришло выдавать такое обвинение. Сейчас даже школьная программа включает в себя изучение поэтов серебряного века, образный строй и язык которой не менее сложен. Но Борису Борисовичу не могут простить прежде всего того, что он позволил себе привнести высокую материю в мир массовой культуры, где установились свои законы и правила игры. Но вот уже тридцать лет БГ идет своей дорогой, даже не думая сворачивать на тропу шлягера. И это вызывает большое уважение к его личности.
Как же все началось? Когда, с чего?.. В одном из интервью БГ ответил на этот вопрос так: “Был серый будничный мир взрослых людей. Я уже был школьником. В этом мире ничего не происходило, кроме свар, ссор, получек, зарплат, быта, мытья тарелок... Я в школе еще пытался написать рассказ: мальчик долго едет из школы домой, засыпает в автобусе и пропускает свою остановку. И ему снится, как он выходит из автобуса на последней остановке. А там светит солнце, и какие-то поляны, и лес. И вообще кайф... И водитель, под которым явно подразумевался Джордж Харрисон, говорит: “Ну, вот и приехали!” Этот рассказ я так и не написал, слава Богу. Но он точно выражает мое настроение тогда, в детстве и юности.”
Еще совсем молодым человеком Борис Гребенщиков вместе с другом основал рок-группу и назвал ее “Аквариум”. Не раз предпринимались попытки описать историю “Аквариума”, загоняя ее в хронологические рамки, но попытки эти были весьма неудачные, на что Борис сказал как-то: “Чтобы понять рок-н-ролл, надо уйти от времени, потому что оно описывает лишь внешнюю канву... Когда мы наводим на резкость во времени, мы получаем четкость внешних координат, а все остальное расплывается. А оно и является главным”.
Так что поговорим о главном. Имя Гребенщикова всегда вызывало у говорящих о нем расширение зрачка и учащение пульса. И у тех, кем любим, и у тех, кто так и не смог его принять. Он — такой. Он открыт — всем ветрам, всем словам, всему, что вокруг. Он символ Времени, мудрый и вездесущий. Порой непостижим, — жрец древнего Египта, загадочный и владеющий сакральными тайнами мира; порой прост и невнятен, — дитя, едва овладевшее первыми и главными словами.
В каждое следующее мгновение он не равен самому себе.
Моя работа проста — я смотрю на свет;
Ко мне приходит мотив, я отбираю слова.
Всем известна песня “Поколение дворников” из альбома “Равноденствие”:
Мы молчали как цуцики,
Пока шла торговля всем,
Что только можно продать,
Включая наших детей.
И отравленный дождь
Падает в гниющий залив.
А мы еще смотрим в экран,
А мы еще ждем новостей.
И наши отцы никогда не солгут нам.
Они не умеют лгать,
Как волк не умеет есть мясо,
Как птица не умеет летать.
Ложь — наше наследие. Многие десятки лет говорилось одно, а делалось другое. И люди изучили правила игры. Но как объяснить их детям? И надо ли? Ведь еще в Евангелии было сказано: “Дьявол — ложь и отец лжи”. Ложь создает иллюзию реальности, завесу, заслоняющую свет. Отсюда все зло на Земле.
Пока мы здесь и есть еще время делать движенья любви,
Нужно оставить чистой тропу к роднику...
Свет, любовь, путь, тропа, небо, звезда — именно эти понятия являются краеугольными в мировоззрении Бориса Гребенщикова. Его лирические вещи сотканы из высоких вибраций и чистых энергий Духа. Стихи эти, напечатанные на бумаге, к сожалению, теряют одно неотъемлемое качество, — трепетный голос певца.
Когда мы глядим на небо,
Откуда должны придти звезды,
Когда мы глядим на горы,
Откуда должна придти помощь —
Ни новое солнце днем,
Ни эта луна ночью Не остановят нас...
Цитировать Гребенщикова для меня — дело нелегкое. Когда знаешь его наизусть, целостно, взять и оторвать часть в доказательство тезиса — трудно. Во всяком случае, непривычно.
Я держу в руках новую книгу “Аквариум. Тексты XX века”. Пролистывая ее, обнаруживаю, что, пожалуй, нет ни одной темы современной нашей странной жизни, о которой бы Гребенщиков не спел. Вот, например, перед нами своеобразная панорама русской жизни конца XX века в “Древнерусской тоске”:
Я держу в руках новую книгу “Аквариум. Тексты XX века”. Пролистывая ее, обнаруживаю, что, пожалуй, нет ни одной темы современной нашей странной жизни, о которой бы Гребенщиков не спел. Вот, например, перед нами своеобразная панорама русской жизни конца XX века в “Древнерусской тоске”:
У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать,
Она в конторе с полседьмого, у ней брифинг ровно в пять,
А все бояре на “Тойотах” издают “Play Boy” и “Vogue”,
Продав леса и нефть на запад, а СС-20 — на восток.
Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске,
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске.
А вот тема “маленького человека”, потерявшего себя в сумбуре современной жизни.
Мается, мается — жизнь не получается,
Хоть с вином на люди, хоть один вдвоем,
Мается, мается — то грешит, то кается,
А все не признается, что все дело в нем.
Особая тема — тема войны с самими собой и своим народом.
Я видел генералов,
Они пьют и едят нашу смерть,
Их дети сходят с ума,
От того, что им нечего больше хотеть.
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой.
И если мы хотим, чтобы было куда вернуться,
Время вернуться домой.
Не оставляет смутное ощущение, что БГ сам все сказал — и о мире, и о себе, и тем самым не оставил ни единого шанса гипотетическим критикам создать на его имени какой бы то ни было капитал. Но о чем хотелось бы все-таки сказать несколько слов, так это о поэтическом языке Гребенщикова.
Часто Борис Гребенщиков мастерски соединяет в одной фразе, одной строке элементы разных языковых слоев и стилей. Это смелое экспериментирование будоражит нервы, от него веет свежим ветром новизны... Так, в ткань лирического стихотворения он вводит компьютерный жаргон:
Часто Борис Гребенщиков мастерски соединяет в одной фразе, одной строке элементы разных языковых слоев и стилей. Это смелое экспериментирование будоражит нервы, от него веет свежим ветром новизны... Так, в ткань лирического стихотворения он вводит компьютерный жаргон:
У некоторых сердце поет, у некоторых — болит.
Он нажимает на “Save”, а она нажимает “Delete”.
Приверженность буддизму наполняет тексты Гребенщикова философской лексикой. Если взять альбом “Кострома mon amour”, тo увидим, как в его песнях наслаиваются друг на друга русские, тибетские, французские слова, отражая многомерный мир современного сознания.
Сай Рам, отец наш батюшка; Кармапа — свет души;
Ой, ламы линии Кагыо — до чего ж вы хороши!
Я сяду в лотос поутру посереди Кремля
И вздрогнет просветленная сырая мать-земля.
Но сквозь буддистское настроение у Гребенщикова прорывается настоящий русский вопль души, когда он поет о родине, о народе, уже столько лет несущем тяжелую ношу. Есть в буддизме жесткая практика отсечения привязанностей. Монах должен уединиться и созвать особой трубой голодных духов, которые, слетевшись, съедят его тело и выпьют всю кровь. Так происходит полное очищение духа. Гребенщиков сравнивает Россию с таким монахом.
Ох, мы тоже трубим в трубы,
У нас много трубачей;
И своею кровью кормим
Сытых хамов-сволочей;
Столько лет — а им все мало.
Неужель мы так грешны?
Ох. скорей бы солнце встало
Над кладбищем моей родины...
Гребенщиков полон сил и новых планов. Он ведет сайт в Интернете. Здесь можно узнать о традициях чаепития, прочесть полезные советы от Лао Цзы, познакомиться с прозой Бориса Борисовича. “Иван да Данило” — мастерски написанная повесть-притча о русском житии-бытии. На том же сайте собирается “всем миром” информация о чудотворных иконах, сохранившихся в нынешней России.
Свой рассказ о необыкновенной личности Бориса Гребенщикова мне хотелось бы закончить одной его строфой, загадочной и очень плотной по содержанию своему:
Свой рассказ о необыкновенной личности Бориса Гребенщикова мне хотелось бы закончить одной его строфой, загадочной и очень плотной по содержанию своему:
Итак, он поет, но это не нужно им.
А что им нужно — не знает никто.
Но он окно, в котором прекрасен мир.
И кто здесь мир и кто здесь окно?
1. Давайте людям больше, чем они ожидают, и делайте это радостно.
2. Вспоминайте ваше любимое стихотворение.
3. Не верьте всему, что вы слышите, тратьте всё, что имеете, или спите, сколько хотите.
4. Когда вы говорите: "Я тебя люблю" - говорите правду.
5. Когда вы говорите: "Я сожалею" - смотрие человеку в глаза.
6. Делайте предложение по меньшей мере за шесть месяцев до свадьбы.
7. Верьте в любовь с первого взгляда.
8. Никогда не смейтесь над чужими снами и мечтами.
9. Любите глубоко и страстно. Быть может, это глубоко вас ранит, но таков единственный способ прожить жизнь полностью.
10.В случаях конфликтов боритесь честно. Не называя имён.
11.Не судите о людях по их родственникам.
12.Говорите медлено, но думайте быстро.
13.Когда кто-либо задаёт вам вопрос, на который вы не хотите ответить, с улыбкой спросите: "Почему вы хотите это знать?"
14.Помните, что великая любовь и огромные достижения требуют огромного риска.
15.Позвоните маме.
16.Говорите: "Будьте здоровы", если слышите, что кто-то чихает.
17.Когда вы проигрываете, не упускайте урок.
18.Помните три принципа:уважайте себя; уважайте других; отвечайте за все ваши поступки.
19.Не позволяйте маленькому спору разрушать большую дружбу.
20.Когда вы понимаете, что сделали ошибку, немедленно постарайтесь её исправить.
21.Улыбайтесь, снимая телефонную трубку, отвечая на звонок.Тот, кто звонит, почувствует это по вашему голосу.
22.Вступайте в брак с мужчиной(женщиной), слушать которого вам будет приятно. Когда вы станете старше, их умение общаться будет столь важным, как и любое другое.
23.Проводите некоторое время в одиночестве.
24.Будьте открыты для обмена, но не выпускайте из рук ваши ценности.
25.Помните, что иногда молчание - лучший ответ.
26.Читайте больше книг и смотрите меньше тв.
27.Живите хорошей, достойной жизнью. После, когда вы станете старше и оглянетесь назад, вы сможете вновь парадоваться этому.
28.Верьте в Бога, но запирайте свою машину.(На Бога надейся...)
29.Атмосфера любви в вашем доме так важна! Делайте всё, что вы можете, чтобы создать спокойный, гармоничный дом.
30.В спорах с любимыми имейте дело с текущей ситуацией. Не припоминайте прошлое.
31.Читайте между строк.
32.Делитесь своим знанием. Это способ достичь бессмертия.
33.Будьте нежны с землёй.
34.Молитесь. В этом - неизмеримая сила.
35.Никогда не перебивайте, когда вам льстят.
36.Не вмешивайтесь в чужие дела.
37.Не доверяйте мужчинам и женщинам, которые не закрывают глаза, целуясь с вами.
38.Раз в год отправляйтесь туда, где вы не бывали.
39.Если вы сделаете большие деньги, употребите их на помощь другим, пока вы живёте. Таково величайшее удовлетворение от богатства.
40.Помните, что не получить желаемого - это иногда и есть везение.
41.Чтите правила, и некоторые - нарушайте.
42.Помните: это прекрасно, когда вы любите друг друга, но ещё лучше - когда вы нуждаетесь друг в друге.
43.Оценивайте свой успех по тому, чем вам пришлось пожертвовать, чтобы добиться его.
44.Помните, что ваше Я - есть конечная точка вашего путешествия.
45.Относитесь к любви и приготовлению пищи с безрассудной беспечностью
2. Вспоминайте ваше любимое стихотворение.
3. Не верьте всему, что вы слышите, тратьте всё, что имеете, или спите, сколько хотите.
4. Когда вы говорите: "Я тебя люблю" - говорите правду.
5. Когда вы говорите: "Я сожалею" - смотрие человеку в глаза.
6. Делайте предложение по меньшей мере за шесть месяцев до свадьбы.
7. Верьте в любовь с первого взгляда.
8. Никогда не смейтесь над чужими снами и мечтами.
9. Любите глубоко и страстно. Быть может, это глубоко вас ранит, но таков единственный способ прожить жизнь полностью.
10.В случаях конфликтов боритесь честно. Не называя имён.
11.Не судите о людях по их родственникам.
12.Говорите медлено, но думайте быстро.
13.Когда кто-либо задаёт вам вопрос, на который вы не хотите ответить, с улыбкой спросите: "Почему вы хотите это знать?"
14.Помните, что великая любовь и огромные достижения требуют огромного риска.
15.Позвоните маме.
16.Говорите: "Будьте здоровы", если слышите, что кто-то чихает.
17.Когда вы проигрываете, не упускайте урок.
18.Помните три принципа:уважайте себя; уважайте других; отвечайте за все ваши поступки.
19.Не позволяйте маленькому спору разрушать большую дружбу.
20.Когда вы понимаете, что сделали ошибку, немедленно постарайтесь её исправить.
21.Улыбайтесь, снимая телефонную трубку, отвечая на звонок.Тот, кто звонит, почувствует это по вашему голосу.
22.Вступайте в брак с мужчиной(женщиной), слушать которого вам будет приятно. Когда вы станете старше, их умение общаться будет столь важным, как и любое другое.
23.Проводите некоторое время в одиночестве.
24.Будьте открыты для обмена, но не выпускайте из рук ваши ценности.
25.Помните, что иногда молчание - лучший ответ.
26.Читайте больше книг и смотрите меньше тв.
27.Живите хорошей, достойной жизнью. После, когда вы станете старше и оглянетесь назад, вы сможете вновь парадоваться этому.
28.Верьте в Бога, но запирайте свою машину.(На Бога надейся...)
29.Атмосфера любви в вашем доме так важна! Делайте всё, что вы можете, чтобы создать спокойный, гармоничный дом.
30.В спорах с любимыми имейте дело с текущей ситуацией. Не припоминайте прошлое.
31.Читайте между строк.
32.Делитесь своим знанием. Это способ достичь бессмертия.
33.Будьте нежны с землёй.
34.Молитесь. В этом - неизмеримая сила.
35.Никогда не перебивайте, когда вам льстят.
36.Не вмешивайтесь в чужие дела.
37.Не доверяйте мужчинам и женщинам, которые не закрывают глаза, целуясь с вами.
38.Раз в год отправляйтесь туда, где вы не бывали.
39.Если вы сделаете большие деньги, употребите их на помощь другим, пока вы живёте. Таково величайшее удовлетворение от богатства.
40.Помните, что не получить желаемого - это иногда и есть везение.
41.Чтите правила, и некоторые - нарушайте.
42.Помните: это прекрасно, когда вы любите друг друга, но ещё лучше - когда вы нуждаетесь друг в друге.
43.Оценивайте свой успех по тому, чем вам пришлось пожертвовать, чтобы добиться его.
44.Помните, что ваше Я - есть конечная точка вашего путешествия.
45.Относитесь к любви и приготовлению пищи с безрассудной беспечностью
Комментарии к новости
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярные посты
Лента комментариев
андрофаги, генетичні людожери. і це доведений науковий факт, не емоції. це є базис. надбудовою до цієї напівзвірячою суті є патологчні брехливість,
AnShot, Не можу вставити сюди нове запрошення. У нашій групі у фейсбуці є посилання у постах, та де купа обкладинок з альбомами які були залиті у