"Tactile Gemma" (Норвегия) - это проект из трех участников, сестер Edvardsen: Энн Мари из норвержской gothic-metal команды "The 3rd And The Mortal" и Моники - участницы металл-авангард коллектива "Atrox". А его музыкальное ядро - мультиинструменталист Руне Сергорд (Rune Sorgard). Руне когда-то посещал курс звукорежиссуры, после чего появился интерес к более акустически замысловатой музыке, и результатом стал альбом "Tactile Gemma". Под одно ухо независимого лейбла «Season of Mist» попали всего две песни коллектива, прослушав которые, они рискнули подписать с ними контракт. Музыку "Tactile Gemma" сложно классифицировать и еще труднее описать. Сам же Руне не мог определиться относительно жанра. В общем, это по-сумасшедшему мистически, а может даже и язычески красивая, эксперементальная робота.
Да, воистину забавный лейбл – Season Of Mist! Судя по всему, эти ребята решили обеспечивать металлический мир музыкой не только металлической, но и несколько другого плана, чтобы ребята-металлеры вроде и "тру" оставались, не покупая дисков в попсовых палатках, и могли побаловаться чем-нибудь помимо тяжеляка ;). И ведь мало им того, что из тяжёлой музыки штампуют всё, начиная от блэка и заканчивая полутрэшевым кантри, – Season Of Mist полезли совсем в другие пространства. Итак, Tactile Gemma!
Самый сумасшедший проект в мире тяжёлой музыки, ничего общего с тяжёлой музыкой не имеющий! Осязательная Почка, а именно так переводится название команды, – это скандинавское, судя по именам участников, трио, играющее убийственный трип-хоп вперемешку с эмбиентом, модерн-оперой и вообще всяческой космической электроникой. Всей музыкой в команде заправляет Rune Sorgard, терзающий гитары, которые, кстати, присутствуют в малой дозировке (чего, хотя, не скажешь о трэке "Whiz"), бас и невозможное количество всякой синтетики и программинга. Остальные двое участников – вокалистки, причём, судя по всему, родственницы – то ли сёстры, то ли мать с дочерью – Monika и Ann-Mari Edvardsen. И вот что я Вам скажу! Даже в электронном мире музыки, куда, вообще говоря, дорога команде Tactile Gemma, нет такого офигительного проекта, как есть в металлерном Season Of Mist! Напрочь сносящие башку мистичные мелодии, сильнейшие женские вокалы с диапазоном от самых басов до меццо-сопрано, включая и совсем девичий голос, поломанные за-loop-ленные брейковые ритмы, необозримая куча звуковых эффектов... Это действительно впечатляет!
Сине-белые тона оформления диска, метаморфозы во владке и широко раскрытые глаза ребёнка на обложке дополняют крезанутую атмосферу музыки команды. Лирика – не то социофантазии, не то колыбельные (смешной театрализированный трэк "Creepy-crawlies") – суть словесное отражение какого-то фантастического мира, описанного мелодиями. Наивные детские мечты и представления плюс какая-то неуловимая мифология чистого для этой планеты сознания... Это какой-то новый электро-готик! Раньше сердечный трепет искали в средневековых романах – теперь смотрят в кристальные шары современной фантастики. Две Дивы Лава Лагуна из "Пятого Элемента" в сопровождении маэстро электроники! Восточные мотивы, джаз, сыгранный на других инструментах, детские песни и широкое синее пространство.
«Заядлым металлерам противопоказано! Истинным ценителям экспериментов диск обязателен к приобретению. Тринадцать трэков сумашествия! Полное отсутствие предсказуемости! Поражающее великолепие!«
«Две сестрицы под окном пряли поздно вечерком и тихонько напевали... А кличут сестриц – Анна-Мария (что из 3rd And The Mortal) и Моника (что из Atrox), а фамилия их Эдвардсен.
Впрочем слово "напевали" не может адекватно отразить сделанное сестрами на этом альбоме. Если вы знаете кто такая Моника Эдвардсен, вы поймете... То как зверь она завоет, то заплачет как дитя (меня, признаться, просто корежит, ломает и выворачивает, когда я слышу то, что и как она поёт, думаю, что и её тоже, когда она исполняет ТАКОЕ), и этим возможности ее далеко не ограничиваются. Хотя бог с ними, с возможностями голосового аппарата, и йодль или гроулинг она пока еще не освоила, в отличие от оперного или джазового вокала – дело совсем в другом. Дело в эмоциях, в чувствах, а столь эмоциональной, чувственной, душевной работы я в жизни еще не слышал... На что похоже? Да ни на что. Как было написано в рецензии в винницком Террорайзере: "Бьорк нравится? Нет? Это еще хуже!". Великолепное и емкое описание. Вот как раз с Бьорк, ну и с Atrox (ибо 2/3 состава Tactile Gemma – вокалистка и автор текстов Моника и композитор и мультиинтрументалист Руне Сёдгард являются душой Атрокс) конечно же могу сравнить это я, со своими скромными музыкальными познаниями. Также стоит добавить, что с если к Атрокс еще хоть с какой-то стороны можно приплести понятие "металл", то в отношении Tactile Gemma это смотрится просто дико. Мне смешно, когда это сплошь и рядом классифицируют как gothic metal, это как морская свинка, которая вовсе и не морская и вовсе и не свинка. Я уж не знаю с какой стороны Tactile Gemma вообще может относиться к нелепому декадентскому течению, именуемому готикой, не буду что-либо на это счет говорить, ибо музыкальные аспекты готики – тайна, похоже, и для самих готов, а всяческие превозношения упадка тут не имеют место вовсе, но назвать Tactile Gemma металлом может только совсем уж зашоренный металхэд. Металлический тут только лэйбл. Кстати о лэйбле, забавно, когда главный редактор "ведущего российского издания о тяжелой музыке" порицает менеджмент Season Of Mist за столь недальновидную коммерческую политику – мол, к чему эта дурь, лучше бы выпустили очередной, 10000-й клон Тристании. Впрочем оставим их в покое, людей, которым застит белый свет сияние дензнаков, ведь в этом мире еще остались Чувства. Остались они хотя бы в этой Музыке. Целая гамма чувств, настоящая буря эмоций. Tactile Gemma это просто Сказка, и это отнюдь не метафора. Химеры, Цикада и Паучиха, змейки, Ветер, Подушка, лилии, некие мутанты и многие другие – вот действующие лица этой сказки, возникшие в воображении Моники и заговорившие голосом сестёр. В отличие от кажущейся мне малоинтересной музыки (именно музыки!) Атрокс, здесь... здесь Руне (что интересно, запись происходила у него дома, что еще раз показывает мелочность и ничтожность по сравнению с Творчеством важности вопроса студий, который просто возводят в культ) показал, что он просто гениальный композитор! Фантастически красивая, просто неземной красоты музыка. Да что тут можно сказать... вы только послушайте! Это... это 70 минут хорошо продуманного безумия! Что вы говорите? Ин Флеймс? Последний альбом Ин Флеймс это просто гамбургер из двух наиболее бестселлеровых направлений тяжелой индустрии на сегодняшний день: smdm и ню-металл, и безумия в нем нет ни капли. Если же говорить о каких-то наиболее выдающихся композициях альбома "Tactile Gemma", то я бы выделил "Creepy-Crawlies" (забавная сказка, колыбельная, которую поют друг другу насекомые), потрясающую, не поддающуюся никаким внятным описаниям "Miss Loona's Speech", и, как ни странно, не вошедшую в альбом (только в качестве бонуса как промо-запись 98-го года), но тем не менее ставшую просто его жемчужиной, запредельно красивую "Deep". Причем в последнем случае сия неземная красота достигается предельно примитивистскими методами, предельно простая музыка, всего-то – электронные там-тамы да звук какой-то сирены, да бас, однако если вы не испытаете оргазм, услышав это (ну и конечно голоса сестёр) – просто проверьте у себя пульс... Впрочем, на этом я умолкаю, ведь раскладывать по полочкам эту музыку – все равно что препарировать любимую девушку. Просто поражен, шокирован, раздавлен, уничтожен, размазан по стенке... Искренняя, талантливая, безумная, эмоциональнейшая, Настоящая Музыка. Только для сумасшедших. Not for Andy Koryuhin.
P.S. Выражаю огромную благодарность компании CD-Maximum. Одним-единственным диском они оправдали выпуск полутора тысяч прочих своих релизов. Также извиняюсь за излишнее словоблудие, но меньше я не мог сказать.«