ВОРОН КУТХА - удивительное сочетание мудрёного творчества и простоты личного общения. Не раз играли с Леонидом Федоровым, записали альбом в Бельгии, в Питере их пишет и выпускает сам Тропило…
Родом из Тульской глубинки, весёлые носители настоящего российского евразийского фольклора, в котором нет места бестолковым толпам ряженых и ролевиков-сектантов.
Зато есть песни: сказочные, корневистые, грозные и красивые, как буйно заросшее цветами и травами поле, хорошо спетые, с незаёмной русской удалью.
Смысл явно ощущается, но он не очевиден. В руки не дается. Поэзия дикая, не прирученная, вольная, дерзкая...
Льются бурлящие шаманские нечленораздельные звуки, как будто кто-то невидимый толчет в ступе текст песни и плетет музыкальную пряжу, и прямо здесь и сейчас на наших глазах рождается песня…
От залихватского дремучего рокового звука буквально веет сырым черноземом, вешними талыми водами, ветрами цветущих степей. Сами музыканты окрестили свой стиль просто, ясно и изящно – скоморок…
Голова-нога на "Исходе" (ВОРОН КУТХА и АУКЦЫОН в ДК ТОЗ, Тула, 4.12.2004)
Накануне концерта в поддержку альбома группы ВОРОН КУТХА "Исход", в котором должны были играть Дмитрий Мулыгин и Леонид Федоров, а Олег Гаркуша обещался все это действо объединить конферансом и чтением своих нетленных стихов, эмоциональное напряжение электризовало даже воздух в городе-герое Туле.
"Ах, я такой волнительный!"
Организаторы действа, как стоящий посреди дороги герой Вицина в "Кавказской пленнице", метались: "Боже, буквально на следующий день приезжает в этот же зал ОКЕАН ЭЛЬЗИ. Мы не соберем народ! Уф... ОКЕАН ЭЛЬЗИ не приезжает. Отправился на Украину зарабатывать на политических баталиях деньги и популярность. Может, вешать уже афиши? Ой! А теперь в этот же день в филармонии БРАТВА выступает. Нет, мы нипочем не соберем народ, нипочем не соберем! Тула - город непредсказуемый. Ах, да будь что будет". И в самом деле, Тула - не остров в океане, до которого хоть в какой-то день никто не доберется. Так что за полторы недели до концерта афиши, наконец-то, были вывешены. Слава тебе, Господи.
В Питере бесновался и капризничал Гаркуша: "Ой, а ты знаешь, нас приглашают на эти же числа в Киев с серией концертов. Может, можно как-то в Туле перенести концерт на другое время? Ведь, сама понимаешь, серию жалко упускать". Я не понимала. Олег менял направление: "А как же я назад поеду? Я билет не могу в Питере обратный купить. Ах, ты купи сама, а то я боюсь, что не уеду. И, кстати, пусть мне привезут предоплату, а то я по-другому не езжу. Ну, почему, почему все спокойны?! Леня спокоен, ты спокойна, организаторы спокойны. Создается впечатление, что это только мне все надо. Нет, ты не права: я не суечусь, я просто вообще такой волнительный".
Лида Бенцианова, директор и жена Лени, тоже опасалась накладок. С одной стороны, манил и взывал Киев, с другой, договор - святое дело, а с третьей - пугало нежелание организаторов предварительно платить гонорар. Ребята только что вернулись с лихих (от слова лихо) гастролей в Англии, где их просто кинули русские девчонки, пригласившие любимую команду с концертами. АУКЦЫОН в полном составе отправился за границу. Оттуда выбирались, кто как мог. Директор группы назанимал кучу денег, чтобы расплатиться за организованный им трансовый вояж, и теперь будет полжизни расплачиваться с долгами.
Дмитрий Мулыгин, как ошпаренный, носился по телеканалам и редакциям газет, организуя рекламу. Телевизионщики отчаянно перевирали все, что можно и что нельзя. То они на фоне концерта Дмитрия Мулыгина пускали по экрану меленькую, шустро бегущую строку: "В концерте примут участие...", то путались в числах и месте проведения концерта. Дима издавал громкий шип и несся снова к телевизионщикам - подправлять то, что они с усердием наваяли.
Туляки с покупкой билетов не спешили. Уже все знали: накануне ночью умер Алексей Хвостенко. Народ был уверен: концерт теперь обязательно сорвется. Гаркуша, узнав, что продано 200 билетов, попытался себя и меня утешить: "Ты знаешь, просто в провинции люди не верят, что "звезды" к ним приедут. Вот и ждут до последнего. Да? Тула перекормлена "звездами"? Ну, тогда знай - на нас всегда приходят в последний момент. А он еще не наступил".
"А вам какое дело?"
Ребята приехали уставшие и слегка удрученные. В 12 часов они были на отпевании Хвостенко. А потом сразу в машину и в Тулу. В последнее время они мало общались с ним, оттертые появившимися возле него новыми людьми. Ни Лене, ни Гаркуше даже сразу не сообщили, что в больнице от воспаления легких скончался Хвост. Он часто болел воспалением легких. А с момента, когда бросил пить, его здоровье вообще сильно пошатнулось. Пришлось возвращаться к выпивке вновь. Опять же, и возраст уже не юный, и русские зимы после стольких лет жизни во Франции для него уже непривычны. Леня, Олег и Лида вспоминали истории, связанные с Хвостенко, и воздух наполнялся то тихой лирикой, то веселыми смешками.
Когда наступил "последний момент" перед концертом, оказалось продано 350 билетов. В зале на 1000 мест зрители смотрелись ненавязчивым пунктиром. Лене было все равно. Дмитрию тоже. А вот Гаркуша радовался и этому количеству народа. Он требовал внимания и смешно капризничал: "Я хочу кофе. С сахаром. Спасибо. А теперь сливки хочу. Я так устал, так устал. Дайте мне "Холлс". Я "Холлс" хочу!". Леня отказался от пресс-конференции. Как сказала Лида: "И лучше, если он не будет в ней участвовать. Он только все испортит. Возьмет и на любой вопрос журналистов спросит: "А вам какое дело?" Леня, слушая рассказки про себя, довольно и лукаво улыбался. Он явно нравился себе в них.
Дима Мулыгин ушел настраиваться. Гаркуша ликовал. Наконец-то он был один на эту жаждущую общения толпу журналистов. Он тянул с наслаждением слова, медленно и плавно поворачивал голову в сторону, затягивался сигареткой, с глубоким удовольствием выпускал дым и, глядя свысока, поистине талантливо держал театральную паузу.
...Нет, я не знаю ваших тульских групп. Были у меня в телепередачах и в моем клубе выступали? Не помню. Я помню только тех, кто мне интересен. Вот с ВОРОНОМ КУТХА давно дружу.
...На отпевании Хвоста я узнал, что он хотел предложить мне роль в задуманном им спектакле.
...С удовольствием играю в спектакле "История одного убийства". И чувствую себя в роли актера уютно.
...Готовится к изданию серия книг "Поэты рок-н-ролла". Несколько томов уже вышло пятитысячным тиражом. Я их поцеловал, поплакал над ними и успокоился. Там есть и мои стихи.
Лёнина любовь - по договору с Лидой
Леня, сидя недалече, посмеивался и под пристальным взглядом Лиды раздавал автографы.
- Напишите: "Маше от Лени", - демоническим шепотом просила отвязная журналистка.
Леня написал.
- А теперь - Даше. А еще Ирине, Галине. А вот этот листочек мне подпишите "с любовью от Лени".
- Не могу написать "с любовью".
- Ну, пожалуйста...
- Я тебе напишу, - сурово напомнила о себе Лида.
Леня не поднимая глаз:
- Вот видите. Вот с Лидой договаривайтесь.
- Мы можем договориться. Ваши предложения? - рассмеялась Лида.
"Нет, ты скажи мне, Леня, почему ты написал песню "Светлана"? - прилепился внезапно пробравшийся в гримерку нетрезвый мужичок. - Так что, твою жену зовут?"
- Нет, мою жену зовут Гали... тьфу, Лида. А песню эту я слышал в детстве.
Нынче в Туле моден Витас
Пока Леня вспоминал, кто его жена, и бесштанное, босоногое детство, Гаркуша с непередаваемым удовольствием вышел на сцену, сел на стульчик, раскрыл толстую книжку и стал читать свои стихи. Вдруг народ повалил в зал. Вскоре зал был заполнен полностью. Люди только что не падали с балкона.
Зрители стонали и всячески демонстрировали свою привязанность: "Гаркуша! Не покидай нас! Не уходи! Не надо Федорова! Не надо Мулыгина! Гаркуша-а-а! Ты - наш!" Гаркуша улыбался, и, пожимая плечами, снисходительно объявлял выступающих. Мол, потерпите, братушки, пусть дяди попоют, а там мы снова встретимся и сольемся в объятиях.
"В Туле хорошая публика. Вон как меня встречают", - радовался Олег. - В другом месте яблоками бы закидали". "Не волнуйся, в следующий раз закидают, - успокоили туляки, - наши зрители любят по-настоящему один раз. Потом они любят кого-нибудь другого. И тоже один раз. Вон, слышишь, как Лене кричат: "Давай Гаркушу!"? В первый приезд Лени, они лезли на сцену, истошно вопили: "Леня! О, Леня!" и падали ниц".
Да уж, любовь толпы переменчива, как любовь куртизанки.
Во время сорокаминутного выступления Дмитрия Мулыгина часть зрителей демонстративно покинула зал. Откуда-то взявшиеся толстомордые военные в первом ряду, развалившись, ковырялись в носу и обсуждали свои житейские неурядицы. Дмитрий спел половину песен с альбома "Исход" и три новые песни: "Ежик", "Колесо", "Подними И Донеси". Аплодисменты нарастали. Общением зрителей Дима, по своему обыкновению, не баловал. Ну, не любит он прикидываться массовиком-затейником, даже понимая, что народу нравится, когда с ним заигрывают, его веселят. И это, конечно, обижает слушателей и выстраивает некую стену между частью зрителей и Мулыгиным. Но... хозяин-барин. Следующий "барин", Леня Федоров, тоже не кидался народ массовать и забавлять. В лучшем случае, со смешинкой в глазах поглядывал в зал, да пока менял очередную лопнувшую струну, рассказывал старые анекдоты на грани фола. А что народу еще надо? Военные ржали как кони, а потом еще долго обсуждали анекдот, пока Леня пел песни.
Леня исполнил несколько песен Хвостенко. В том числе "Конь Унес Любимого", "Орландлину", "Старца". С каждой песней в зале становилось меньше народу. Прошла любовь. И не мудрено: нынче в Туле в моде Витас. Хотя на бис Леню еще звали. Но сердце публики успокоилось на Гаркуше, напоследок снова почитавшем свою нетленку.
Организаторы основательно "влетели" с концертом. Аншлаг оказался фальшивым. Весь зал "забили" люди, пришедшие по поддельным билетам. "Ну, не могли мы отпечатать более защищенные билеты. Это дорого. А те, что мы продавали, легко подделать", - говорят устроители. И, поди угадай, что на самом деле дороже?
"Хочу пряник"
Леня и Лида, на ходу раздав автографы, спешно ретировались. Им предстояло ночью ехать в Москву. Гаркуша, приглашенный парой милых поклонников, отправился в ресторан - занимать время до отправления поезда на Питер. По дороге все зашли в магазин. Олег хотел купить тульский пряник. "Вот этот хочу", - сказал длинный ребенок Гаркуша и ткнул пальчиком в витрину. "Этот тоже очень вкусный, - уговаривала девушка-поклонница. - А этот, смотрите, какой красивый". "Нет, хочу этот!" "Ну, пусть будет два". Гаркуша, недалеко пряча вожделение, милостиво кивал. Девушка купила ему в подарок штук восемь пряников и коробку конфет местной фабрики. "Еще я "Холлс" хочу", - раскапризничался Гаркуша. Девушка понеслась покупать "Холлс".
- Я никогда не отказываю людям. Что хотят - пусть все дарят. Я понимаю, что для них это большая радость - общаться со звездами. Я тоже когда-то робко в гримерку к Гребенщикову входил. И так ему радовался!
Подкармливал ли он Бориса Борисовича, Олег не рассказал.
...Гаркуша уехал в ночь, чтобы на следующий день выйти на сцену в спектакле. Леня Федоров и Дмитрий Мулыгин через несколько дней играли в большом концерте памяти Хвоста, организованном Андреем Тропилло и прошедшем в Москве, в ЦДХ, в день открытия выставки живописных работ и инсталляций Алексея Хвостенко.
Автор: Олеся Степанова
опубликовано 27 декабря 2004
ВОРОН КУТХА
Исход
Антроп
Похоже, качественный русский фолк-рок в России никому не нужен. Всякий реггей - пожалуйста, из любого утюга раздается и вызывает восторг от тайги и тундры до карельских болот. А сказочный, славянский, корневистый, грозный и красивый, как буйно заросшее цветами и травами поле, хорошо спетый, с понятными, не навороченным языком написанными текстами, с незаемной русской удалью сыгранный, с изумительной скрипкой, наконец, фолк-рок, - фиг там услышишь по радио или на большом открытом фестивале.
В Бельгии, где ВОРОН КУТХА прошлой зимой сыграл этот концерт, их принимали на ура (это слышно), там с оценочной шкалой, стало быть, все в порядке. А мы-то что? Инна Желанная выступает за границей, БЕЛЫЙ ОСТРОГ совсем туда уехал, ВОРОН КУТХА на грани того же… Стыдно, судари и сударыни! Доколе будем млеть над заемным, а родное-настоящее гнобить? Тем более что есть в ВОРОНЕ и подлинный рок-н-ролльный драйв, и мастерство, - так что и столичным привередам их любить не зазорно.
Е. БОРИСОВА
Tracklist:
01. Журавли
02. Колоколнышко
03. Одолень-трава
04. Нити белые
05. Берегом реки
06. Скоморох
07. Спелый закат
08. Синий лёд
09. Домой
10. Заповедная
11. Веретено
12. Спрячь в ладонях слёзы
Доп. информация: Запись концерта в Королевском культурном центре в Жамблю (Бельгия) 20 декабря 2003 г.
Дмитрий Мулыгин - вокал, гитара, музыка, слова
Денис Иванидзе - скрипка, гитары, гусли, домра, вокал
Анри Грейндль - контрабас, бас-гитара
Бенжамин Буффью - перкуссия
С народаЭто, вероятно, первый зрелый альбом ВОРОНА КУТХА. "Аир" и "Пергамент" временами пестрели огрехами, свойственными молодым да ранним, рвущимся в бой. "Исход" (2004), несмотря на впечатляющую заявку (концерт в Королевском культурном центре в Бельгии), все-таки грешил некоей утомляющей минорной монотонностью, которая, возможно, была не так заметна на концерте, но, на мой взгляд, заставляет слушающего альбом слишком много трудиться, выковыривая жемчужины из раковин. Однако, так или иначе, все эти работы тульской группы, успевшей в свое время одной из последних вступить в знаменитый Ленинградский Рок-клуб, щедро раздавали авансы на будущее, вырисовывали радужные перспективы. И вот, похоже, пришло время "собирать камни".
Несмотря на то, что из-за ротации состава фронтмену и автору песен Дмитрию Мулыгину приходится постоянно искать компромиссы относительно звучания группы, в альбоме "Улус" найден очень выигрышный вариант обволакивающей акустики со скрипкой, баяном и очень мягкой и ненавязчивой перкуссией. Музыканты для записи были собраны с миру по нитке, и уже сейчас с Мулыгиным играют другую музыку другие исполнители. Это не хорошо и не плохо, просто следующий альбом ВОРОНА КУТХА, наверно, будет совсем другим. Сей факт делает "Улус" по-хорошему уникальным. Что ж поделать: улус - это становище кочевников, где нет ничего более постоянного, чем временное.
Кроме того, группе пришлось записывать альбом в довольно краткие сроки, практически всего за несколько дней. Это не помешало получить на выходе весьма качественный музыкальный материал.
От альбома буквально веет сырым черноземом, вешними талыми водами на лугу, распиленной древесиной - всем тем, что изображено на авторских фотографиях Д. Мулыгина, которыми и оформлен альбом. Вместе с акустическим звучанием все это наводит на определение: экологически-чистый рок, рок от сохи... Интересная особенность поэзии Мулыгина - удивительно органичное сочетание устаревающей лексики с современным молодежным сленгом:
Бросить блысти
Полоскать кости,
В рост в корысти,
Словно в коросте.
И ландшафтом
Шаг-другой трактом.
Стремным драфтом
С бухты в барахты.
("Дорога")
Смысл явно ощущается, но он не очевиден. В руки не дается. Поэзия Мулыгина дикая, не прирученная, вольная, дерзкая... Порой за словесными переплетениями мелькнет едва уловимый хитрый прищур Ревякина или добрая улыбка Димы Кузьмина (Черного Лукича). Но целиком их разглядеть не удается, как лики на картинах Павла Филонова. Впрочем, Мулыгина это и не беспокоит, он не страдает "манией отличия" и не ждет "сквозняка попутного":
Будь, что будет. Все, что будет,
Как хотели, навертели:
Фига с маслом, хрен на блюде,
Скрежет стали, вой метели.
("Подними")
Надо признать, что поэзия Мулыгина очень выигрывает в акустической оправе. Даже безусловный хит "Журавли" с прошлого альбома ("Исход" - прим. Авт.) заиграл и заблестел новыми красками в компании других очень достойных песен: красивой "Запоминай", задиристой и антимосковской "Орды", нежного "Заглядения", распевного "Колеса", программной (написанной белым стихом) "Вместе". Кроме "Журавлей", с "Исхода" в "Улус" в новой студийной версии перекочевали "Домой" и "Веретено". В забавной и двусмысленной песне "Веретено" Мулыгин издает какие-то шаманские нечленораздельные звуки, как будто толчет в ступе текст песни и плетет музыкальную пряжу, и прямо здесь и сейчас на наших глазах рождается песня. Это добавляет своеобразной магии и красоты в и без того очень симпатичный альбом.
Tracklist:
1. Вместе
2. Дорога
3. Веретено
4. Подними
5. Запоминай
6. Орда
7. Колесо
8. Журавли
9. Падал
10. Ёж
11. Домой
12. Заглядение
Доп. информация:
Улус (монг.) – становище кочевников, название селения, родовая община и принадлежащая ей земля, а также название округи, местности и всей территории кочевья.
Дмитрий Мулыгин - голос, гитара, песни
Андрей Фомин - баян
Светлана Селюгина - скрипка
Евгений Коваленко - бас
Роман Широбоков - перкуссия
С народаВОРОН КУТХА для нас - главные представители тульского рока, регулярно вылетающие из родного пряничного домика. Остальные рокеры-туляки сидят на попе ровно. Вследствие этого мало кто себе представляет, в каком культурном котле выварился этот ВОРОН, прежде чем увидеть чудеса обеих столиц. (Те, кому интересно, могут просто заглянуть сюда: http://vookstock.tk). В городе, где играли или играют такие уникальные группы как КРАСНАЯ КНИГА, ВИА ВСЕ, ЭКСГУМАЦИЯ, STRESSOR, трудно быть неоригинальными. А ВОРОН КУТХА закрепились в группах-середнячках невысокого полёта, собрав в себе черты всех русскороковых групп сразу. Что, однако, не делает их популярность пропорциональной сумме влияний, которые они испытывают. Это вы ещё не видели, кто в друзьях у ВОРОНА на MySpace! Совсем не те, о ком вы могли подумать.
Вот уж сколько лет летает ВОРОН, а всё прыг-скок - недо-лёт. Человек - это птица без перьев. Слушая песни ВОРОНА КУТХИ, это особенно хорошо понимаешь. Хочется взлететь
Высоко
Над ветрами
Высоко
Над солнцами
Высоко
Над правдами,
да песни-то всё серьёзные-печальные, не благорасполагающие к лёгкости души и воспарению ея на воздуси. Егда дёрнется тело, то не в полёт, а в прыжки да скачки. Остаётся рвать струны. Потому если и есть у ВОРОНА КУТХИ качества, не подлежащие критике, так это драйв и внутренний нерв, чего уже достаточно, чтобы поставить группе за любую запись коллективный зачёт. Очередной новый состав получает даже зачёт "автоматом", потому что традиции соблюдены неукоснительно. ВОРОН остался ВОРОНОМ, а КУТХА - КУТХОЙ (нам, ительменам, всё едино).
Обращение к классической поэзии А. К. Толстого ("Стога") и Н. М. Рубцова ("Ялта") не изменяет в "вороньей" музыке ровным счётом ничего. Классика она и через сто лет классика. И это, в общем, хорошо. Дело в том, что, при всей вторичности музыкальной концепции ВОРОНА КУТХИ, у них есть своё высокое предназначение. Следуя за тов. Лениным, который сказал, что крестьяне-середняки есть самая хорошая опора для государства, можно утверждать, что ВОРОН КУТХА есть самая хорошая опора для всей русской рок-музыки, так как осознанно несёт неосознанную идею русского рока в его чистейшем виде. Таких групп, как ВОРОН КУТХА, ныне не найти. В этом и есть их величайшая ценность в наше постпостмодернистское время.
Но! Но. Но... Связка из последних трёх песен альбома - "Варган"/"Дорога"/"Сеять" - будто специально написана для того, чтобы проиллюстрировать характерные признаки постмодернизма: цитатность, гипертекст, постоянную игру смысла. Нельзя сказать, что Дмитрий Мулыгин не баловался цитированием раньше, но в "Варгане" это делается нарочито до смешного (это "плюс"). Что окончательно постмодерно, так это то, что песня создана - атансьон! - по мотивам песни Бертрана Канта (NOIR DESIR) "Le Vent Nous Portera". "Кодовые" песни "Дорога" и "Сеять" есть самый Прыг да Скок на альбоме - ударные хиты, по русскороковой традиции заключающие альбом, и под которые, совсем не по-русскороковой традиции, можно даже не скакать, а плясать. Вот эти-то номера как раз и есть самые запоминающиеся в "Погнали Наши Городских...".
Tracklist:
1. Скоморох
2. Высоко
3. Дрозд
4. Ялта
5. Тишина
6. Глянулось (убей арт-директора)
7. Достал
8. Стоги
9. Сокол
10. Индейцы
11. Лето
12. Варган
13. Дорога
14. Сеять
Доп. информация:
Олег Красножин - ударные
Алексей Городничев - бас
Николай Соколов - гитара
Андрей Бухтояров - клавиши
Дмитрий Мулыгин - гитара, голос, домра, варган, песни, кроме:
Ялта - слова Николая Рубцова
Сокол - слова Михаила Успенского
Стоги - слова Алексея Константиновича Толстого, музыка группы ЭКСГУМАЦИЯ (Тула)
Варган - по мотивам песни "Le vent nous portera" Бертрана Канта (группа NOIR DESIR)
С народаВ 2010 создаётся проект «Косолапые» (Д. Мулыгин + гр. «Легенда»), название альбома «Песельник». В 2011 выходит сольная работа Мулыгина «Шуга».