Можно по разному относится к Cunninlynguists, и наряду с теми, кто боготворит их музыку, есть и те, кто относится к ней резко отрицательно. Но, наверняка, никто не станет спорить с тем фактом, что Cunninlynguists уникальны и нет второй похожей группы. Невероятным образом сочетая классические хип-хоп сэмплы с сэмплами совершенно нетривиальными для рэп-музыки, Kno добился для своей группы достаточно неординарного, и поэтому легко узнаваемого звучания. “Очень грустная и очень крутая музыка” – примерно такими были первые отзывы в интернете об альбомах группы, в начале 2000-х, когда лихорадка Cunninlynguists только начинала охватывать международное хип-хоп сообщество. И действительно в противовес традиционной жёсткости, энергетике и агрессивности рэп-музыки Cunninlynguists поставили душевность, задумчивость и уязвимость. Однако всегда ли самим Cunninlynguists удавалось держать марку? Дуология Strange Journey стала отступлением от изначально положенного курса. Две комплиции с неуместными гостями, натужными битами, редко напоминающими прежнее творчество группы, поставили вопрос о том, что Cunninlynguists уже не те, что прежде, и в ближайшее время их ждёт учесть стать рядовой хип-хоп группой, отчаянно пытающейся пробарахтаться как можно дольше на поверхности. Сольный альбом Kno - Death Is Silent 2010 года несколько успокоил поклонников творчества Cunninlynguists и заставил с ещё большим нетерпением ждать нового альбома группы.
Своими работами Kno заслужил сравнения с историческими фигурами в хип-хопе, но у Cunninlynguists никогда не было МС настолько же харизматичного, как и их продюсер, состав группы менялся несколько раз, но лишь перемены в настроении творчества Kno приводили к заметным изменениям в их музыке.
Онейрология (наука о сновидениях) – название нового альбома Cunninlynguists заставляло надеяться на то, что альбом будет тематическим. И иногда мы всё-таки получаем то, на что рассчитываем. Действительно, Oneirology - это тот редкий случай, когда все кусочки паззла сложились в единую картину. Концепция альбома, основанная на сновидениях, отражена на каждом из 15 треков и придаёт альбому мрачную, мистическую окраску.
Трек-вступление Predormitum (Prologue) задаёт настроение альбому. Kno использует сэмпл Бигги “It was all…” из “Juicy”, при этом ключевое слово “dream” остаётся за кадром. Таким образом Cunninlynguists погружают слушателя в сон, который на протяжении всего альбома будет граничить с реальностью. Predormitum – полусознательное состояние перед сном.
Гипнотизирующий голосовой сэмпл стал настоящей находкой для трека Darkness (Dream On), Kno только утяжелил его объёмным размеренным басом, добавил несколько эффектов и идеальный для тематики альбома хит был готов. В первом куплете для Deacon сон является чередой воспоминаний об утраченных возможностях, в то время как Natti во втором куплете использует сон, как способ жить в своём мире фантазий, убегая от повседневной рутины: “Снаружи моего сна тишина, потому что внутри кипит война”
Тёмное время суток – это идеальная ширма для пороков человеческого общества, которые регулярно выходят на свободу. Этому посвящён целый раздел альбома Oneirology. В каждом из трёх куплетов Hard As They Come название трека используется в разном контексте. В первом Natti говорит от лица зелёного змея, во втором куплете Freddie Gibbs олицетворяет наркотик, а в третьем Kno предстаёт перед нами как самое страшное оружие массового поражения 20 века – СПИД. Ну и конечно же это три способа саморазрушения, к которым прибегают люди: алкоголизм, наркомания и беспорядочные половые связи. Самый сильный по содержанию трек альбома. Название второго акта Murder говорит само за себя. Люди стреляю, режут, взрывают, поджигают друг друга, убивая при этом себя в первую очередь – обо всём этом Natti и самый неожиданный гость на альбоме, восходящая звезда Миссисипи Big K.R.I.T.: “Если бы убийство сошло мне с рук, я бы взял оружие и совершил его”…
Get Ignorant – трек о всемирном невежестве и потере вкуса к настоящему. Актёры, музыканты и другие звёзды - рабы своей популярности. Вся их “благотворительность” – это вложения в собственную славу и социальный облик. При этом не далеко от них ушли и обычные люди, в большинстве своём являющиеся карьеристами. И как пример, мы можем каждый день в новостях по телевизору видеть с каким энтузиазмом, просто взахлёб корреспонденты рассказывают нам о событиях в Японии, такое ощущение, что не трагедия, а праздник какой-то. Думаете, они сожалеют? - Чёрта с два. Они не сходят с экранов - они рады.
Stars Shine Brightest (In The Darkest Of Night) – ещё один великолепный бит от Kno. Красоту минуса трудно описать словами. Вокал от Rick Warren - идеальное дополнение к одной из лучших песен на альбоме. Под этот трек можно и проехаться на машине по ночному городу, и поразмыслить о серьёзном в одиночестве.
Ну и конечно же этот альбом не мог обойтись без отличного трека с Tonedeff. В название Enemies With Benefits обыгрывает устоявшееся выражение Friends With Benefits (вольный перевод – “друзья по расчёту”). Текст описывает ту нередкую ситуацию, когда за сногсшибательной женской внешностью скрывается что-то отталкивающее и даже злое. “Она дьявол в голубом детском платье, я мысленно переоблачаю её в ангела секса”. В действительности это гипертрофированная жизненная ситуация, когда девушка устраивает вас на 100% своими внешними данными, но неприязнь к ней как к человеку доходит до ненависти и паранои. Продакшен от Kno украшен чарующим женским вокальным сэмплом, сливающимся с музыкой.
Продакшен трека Dreams не оригинален, но он также содержит отличную вокальную вставку в припеве и очередной быстрый куплет от Tunji. Слово “dreams” теперь употребляется на этот раз не в значении “сны” а в значении “мечты”.
Конец истории – это трек Embers, который ещё раз возвращает нас к основному сабжу альбома и становится чем-то вроде пробуждения после часового сна, а скорее даже гипноза от Cunninlynguists.
Kno использовал очень много вокальных сэмплов на альбоме, он продолжает развиваться как продюсер, Oneirology – это не только биты, но отличная продюсерская работа, обеспечившая насыщенность и разнообразие инструментальной части альбома. Deacon и Natti вернулись с социально-мистической лирикой – возможно, это их лучшая работа на текстах. Онейрология стала не только красивым названием для альбома, но заглавной темой, которая интересна, оригинальна, она цепляет, и она была раскрыта на альбоме. Трудно надеяться, что в ближайшее время кто-то из рэперов кроме Blue Scholars выпустит что-то настолько же концептуальное как Oneirology. Конечно, такая музыка никогда не найдёт отклика в сердцах людей, которые не привыкли искать душевности в музыке и смысла в словах, и ждущие от хип-хопа банальной долбёжки и “крутизны” битов, но Cunninlynguists не ушли со своей ниши, выпустив ещё один альбом своего уровня, не под кого не подстраиваясь, что заслуживает уважения и уж точно будет востребовано. Cunninlynguists остались уникальной группой, одинокой в своей уникальности.
Биты и продакшен - 8/10
Лирика и исполнение - 8/10
Атмосфера и общее впечатление - 12/10
Общая оценка – 9/10
треклист1. Predormitum (Prologue)
2. Darkness (Dream On) (feat. Anna Wise of Sonnymoon)
3. Phantasmata
4. Hard As They Come (Act I) (feat. Freddie Gibbs)
5. Murder (Act II) (feat. Big K.R.I.T.)
6. My Habit (I Haven't Changed)
7. Get Ignorant
8. Shattered Dreams
9. Stars Shine Brightest (In The Darkest Of Night) (feat. Rick Warren)
10. So As Not To Wake You (Interlude)
11. Enemies With Benefits (feat. Tonedeff)
12. Looking Back (feat. Anna Wise of Sonnymoon)
13. Dreams (feat. Tunji & B.J. The Chicago Kid)
14. Hypnopomp (Epilogue) (feat. Bianca Spriggs)
15. Embers
mp3 / 320 Kbps / 121 Mb / 00:50:39
cyberfiles
дискография