Сочиняя для многочисленных шоу Каролин Карлсон, Пины Бауш, Филиппа Жанти, бряцая саундтреками к фильмам и стирая пыль с 15ти альбомов с собственной музыкой, Рене Обри является популярным, плодовитым и... скромным композитором. Это истинный сын маленького французского городка Epinal, что в 60км к югу от Нанси. Рене является самоучкой и сам назвал собственную карьеру как "композитор песен без слов" И все же, как и многие другие музыканты, тяготел к монстрам инструментальной музыки того времени (от Франсуа де Рубе до Паскаля Комелада и даже Эннио Морриконе). В юности он пристрастился к гитаре (слава Богу, что только к ней!), и его необожженную травой и пр. душу больше привлекают мягкие арпеджио Леонарда Коэна, чем "кусачие" рифы Led Zeppelin. Он начал работать со своим братом "по стопам Екатерины Рибейро и Франсуа Беранже". А потом была встреча с Каролин Карлсон, которая и побудила его в будущем стать "композитором балетной музыки", делая это так, чтобы её было бы приятно слушать саму по себе (речь о музыке, а не о Каролин, ессно). Композитор, мульти-инструменталист и "сам себе инженер" собственного звука, Рене Обри работает на смешении классических гармоний и звучания современных ритмов. Образцы голоса или скрипки может без печали "отщипнуть" от Бетховена, Стравинского или Пуччини. Владельцы музыкальных лавок готовы выпить йаду из-за ступора: его альбомы могут быть размещены на любых полках - классика, балет, new age, рок, поп по-французски или этническая.
При этом он долгое время был невидимкой для публики.
Его амбиции появляться самому на сцене проявились в более поздний период, хотя это так и не стало "его". В начале девяностых, когда организаторы фестиваля де Musiques Possibles, Time Zone в Бари, Италия, попросили его дать концерт, его первой реакцией было сказать "нет". Но после неоднократных просьб, он сдался... в результате почти трёхлетних телефонных переговоров! В 1994 году он, наконец, принял участие в фестивале с Филлипом Глассом, Нусратом Фатехом Али Ханом и Дэвидом Бирном. Неплохо для первого выступления на сцене новичка-переростка. Короче, у него есть что послушать.
Но дабы сэкономить время на знакомство с музыкой Рене, не теряя при этом качества, я позволил себе наваять микс из его работ
А здесь моё неполное собрание сочинений (12 CD, 600МБ) Обри для возможных фанатов.
Но для меня Рене Обри начался с балета "Знаки".
А "Знаки", камрады, это особая история. Балет "Signes" (1997), впервые исполненный в Опере Бастилии, получил награду на Victoires de la Musique Classique джаз и др., в 1998 году. Это дитя трёх талантов: Оливье Дебре (художественная часть), Каролин Карлсон (хореография) и её мужа Рене Обри (музыка). Предлагаю самым пытливым ознакомиться с этим шедевром современного искусства с помощью зрения и слуха.
А почему бы и не врезать современный балет на хорошем?
Название: Знаки
Оригинальное название: Signes
Год записи: 2004
Премьера: май 1997
Жанр: Балет
Спектакль Национальной Парижской оперы (Опера Бастилия)
Хореография: Каролин Карлсон (Carolyn Carlson)
Сценография и костюмы: Оливье Дебре (Olivier Debre)
Музыка: Рене Обри (Rene Aubry)
Свет: Патрис Безомбес (Patrice Besombes)
Исполнители: Мария-Аньес Жилло (Marie-Agnes Gillot), Кадер Беларби, Ян Зейц, Амелия Ламуро
Режиссер видеоверсии: Denis Caiozzi
Первая картина: Signe du sourire (Знак улыбки)
Вторая картина: Loire du matin (Утро Луары) (Луара — самая длинная река во Франции, протяжённостью 1012 км, площадь бассейна 117 тыс.кв.км).
Третья картина: Monts de Guilin (Горы Гуйлинь) (Одно из красивейших мест планеты в Провинция Гуанси, Китай)
Четвертая картина: Les moines de la Baltique (Монахи Балтийского моря)
Пятая картина: L'esprit du bleu (Дух голубого)
Шестая картина: Les couleurs de Madurai (Цвета Мадурай) (Мадурай - старейший существующий поныне город на полуострове Индостан, административный центр округа Мадурай. Город был построен пандийским раджой Кулашекхара и был столицей пандийских правителей Южной Индии)
Седьмая картина: Victoire des signes (Победа знаков)
Николай Цискаридзе о "Знаках": Свой замысел Дебре выразил так: "Генеральная идея этого балета строится на развитии первого знака – улыбки, которая появляется на уголке щеки. Это символ первого общения, рождения ребенка, человека, начало алфавита, всей письменности. Несмотря на то, что человек придумал так много вещей, всякие компьютеры и роботы, которые теперь с ним конкурируют, наше воображение все-таки не иссякло. Вот почему все это заканчивается "Победой Знаков".
Живопись, ставшая музыкой и танцем.
Без определенного сюжета балет все-таки выражает сущность жизни: здесь есть отношения между существами, пересечение их путей, появление смерти и возрождение природы. Универсальный цикл, отмеченный знаками, рождается в первом, самом символичном эпизоде под названием "Улыбка".
"Думал об улыбке Джоконды, и меня осенило, – сказал Дебре. – Появился знак этой улыбки. Главным образом, я не хотел, чтобы декорации представляли расписные полотна, перед которыми бы танцевали. Это мне не интересно. Я хотел, чтобы живопись играла в пространстве, чтобы был обмен между танцовщиками и живописью. Семь эпизодов должны позволить пересечь мир от Луары (река во Франции. - В.И.) до Китая".
Суть своей работы Карлсон объяснила так: "В семи эпизодах, соответствующих семи полотнам Дебре, я выдумывала отношения между людьми, может быть, напоминающие чувства, которые могли быть между Леонардо да Винчи и Джокондой. Меня очень вдохновляли полотна Дебре с их темами соблазна, любви, жизни, рождения, перевоплощения. Семь картин Дебре побудили поставить семь балетов. Для их связи я создала два персонажа, которые ведут путешествие через знаки. Это одновременно абстрактно и очень зрительно, конкретно".
О сотрудничестве с композитором Карлсон сказала: "Рене работал, как и я, увлечено, следуя от картины к картине Дебре, находясь под всепоглощающим впечатлением взрыва красок и символики знаков. Так как в спектакле семь разных балетов, Рене написал для них разную музыку. Для перехода от одного эпизода к другому он сочинил музыкальные связки. С хореографическим содержанием они позволяют вести смену живописных полотен и способствуют переходу в атмосферу следующего эпизода".
В итоге плодотворной коллективной работы получился чрезвычайно гармоничный балет – это 90 минут чистой красоты, поэзии, лирики и грации. Графическая хореография Карлсон и электронная музыка Обри вносят дыхание мерцающей жизни в абстрактные пейзажи Дебре: их магический цвет и ритмические линии обретают пластическую пульсацию и флюидное продолжение в зримом пространстве. Призрачные потоки света, искусно придуманные Патрисом Безомбес, наполняют этот фантастический мир космической тайной и придают ему четвертое измерение. Слияние сценографии и хореографии, музыки и света рождает особую энергию и гипнотическое видение иного мира, который пленяет идиллической трансформацией цвето-пластичных и звуко-световых гармоний.
Мировая премьера балета "Знаки" состоялась в Опере Бастилии в мае 1997 года. Успех был триумфальный. В апреле следующего года в Москве спектакль стал абсолютным победителем Международного балетного конкурса "Benois de la Danse" сразу по трем номинациям, чего никогда не случалось прежде. Жюри под председательством Юрия Григоровича единодушно присудило приз "Бенуа" главным создателям балета "Знаки": автору идеи, декораций и костюмов Оливье Дебре, хореографу Каролин Карлсон, исполнительнице главной роли Мари-Клод Пьетрагалле. За музыку к балету "Знаки" композитор Рене Обри получил приз "Victoires de la Musique" на национальном конкурсе во Франции.
Сейчас Парижская опера вновь представляет этот уникальный спектакль, который также ослепляет, как и на премьере. Теперь более зримо предстают все тонкости хореографии Карлсон, которая в соавторстве с солистами добавила некоторые детали.
Вместе с Кадером Белярби (участник премьеры) главную роль исполняет 28-летняя Мари-Аньес Жило, чарующая природной элегантностью и совершенством. Оба солиста вносят свое в танцевальные партии: каждый спектакль они интерпретируют по-разному, так как, согласно рекомендации хореографа, могут импровизировать, что категорически исключается в классическом балете.
Среди замечательных танцовщиков особое впечатление производит скульптурный Ян Зейц: в эпизоде "Дух голубого" он очень музыкально исполняет лирический замедленный дуэт с Амелией Ламуро. В том же эпизоде поистине чудотворно явление трех грациозных Нимф: в дивных голубых платьях, как бы соскользнувших c живописного полотна, они завораживают одухотворенной пластикой и утонченными линиями.
В рецензии на этот спектакль Рене Сирвен, балетный обозреватель газеты "Фигаро", написал: "Публика не скрывала своего счастья в бесконечных овациях артистам и хореографу. "Знаки" – это не балет, а произведение искусства, уникальное в своем жанре. Это чудо родилось от двух вдохновенных творцов – Оливье Дебре и Каролин Карлсон – катализаторов всех талантов". Обозреватель забыл добавить автора музыки к творцам, но время расставило всё на свои места.
Смотреть и знакомиться
Увидеть ЗнакиОб авторах и создании балета (видео)
Bonus ABonus BЖелаю всем Хорошистам найти свои Знаки в Новом Году!!![color=#FF0000][/color]